В Петербурге завершился 34‑й международный кинофестиваль «Послание к человеку»
26 октября на открытой киностудии «Лендок» назвали имена победителей и вручили призы.
ФОТО Geoffrey Moffett on Unsplash
«Гран-при» «Золотой кентавр» за лучший фильм фестиваля получила франко-швейцарская лента «Ночь темна. Прощай здесь и везде». Это документальное кино Сильвана Жоржа об испанском анклаве в Марокко, где проходит граница между Африкой и Европой. Режиссер побуждает зрителей к размышлениям на тему миграции — «великого переселения народов» в современном мире и о множестве проблем, связанных с этим процессом. Победителями Национального конкурса стали Иван Власов и Никита Сташкевич с картиной «У ветра нет хвоста» о семье ямальских кочевников. Одна из младших дочерей в этом году впервые пойдет в школу. Совсем скоро ее заберут в интернат, надолго разлучив с семьей и родными местами. К отъезду Нику готовит кочевой учитель…
Лучшим среди экспериментальных работ жюри признало фильм «Береги свой дом (пойми правильно)» Франка Хита. Фильм смонтирован из архивных материалов о безопасности. Он собран из потока рекламных роликов, социальной рекламы и многочисленных видео, посвященных широкому спектру всевозможных угроз.
А почетный приз за вклад в мировое киноискусство вручен Артавазду Пелешяну, «человеку, перепридумавшему законы кино».
Пелешян не просто выдающийся армянский режиссер и теоретик кино. Он — легенда. Его фильмы не укладываются в границы видов и жанров. Критики называют Пелешяна «кинопоэтом». Однако то, что он делает, ближе к эпосу, чем к лирической, авторской поэзии.
Большинство его работ — черно-белые. Он часто использует историческую хронику и дополняет документальные съемки постановочными. В этих фильмах нет закадрового комментария, вообще нет слов. Есть визуальные образы, неожиданные ракурсы, звуки, шумы, музыка.
Пелешян изобрел и практикует «дистанционный монтаж», когда смысл возникает не на стыке двух кадров, а между ними. Опорные, самые важные образы разделяются, разносятся по фильму, возникают снова и снова. И получается, что режиссер предлагает зрителю не свое послание (высказывание), а тему для размышлений, переживаний.
Какие темы волнуют Пелешяна? Картина «Наш век» посвящена космосу и воздухоплаванию (от воздушных шаров и бипланов к космическим ракетам). «Времена года» — цикличности бытия человеческого и природного. «Мы» — Армении. «Я стремился дать некую кардиограмму народного духа и национального характера», — говорит режиссер. В последние годы он работает над фильмом Homo sapiens, который задуман как киноистория изобразительного искусства. Но, с чего бы ни начиналась картина, она всегда вырастает до уровня мифа, поэтического осмысления устройства нашего мира. «Вселенная не расширяется и не сжимается. Она пульсирует, как сердце человека», — пишет режиссер в одной из своих книг.
На фестивале «Послание к человеку» помимо работ самого Пелешяна был представлен и фильм о нем, снятый итальянским кинематографистом Пьетро Марчелло. Первая версия этого кинопортрета вышла в 2011 году, и продолжительность ее составляла около 50 минут. Недавно Марчелло создал новый, получасовой, вариант. В частности, он убрал свой собственный комментарий, закадровый голос. И теперь в фильме «Молчание Пелешяна» молчит не только его герой, но и автор.
Как рассказала в ходе обсуждения Алена Шумакова, член жюри Национального конкурса «Послания к человеку», решение отказаться от слов принял сам Пелешян. Это было его условием, которое Пьетро Марчелло принял. «Этот фильм — ровно наполовину мой, — говорит режиссер. — И наполовину — Пелешяна».
Четко выстроенного сюжета тут нет. Кадры из работ Пелешяна чередуются с документальными съемками о нем. Вот режиссер посещает могилы своих учителей. Вот смотрит из будки киномеханика старую хронику — кадры своего собственного вступительного экзамена во ВГИК. Вот он дома, у телевизора… И, кажется, можно проследить, как в его взгляде, в его молчании рождаются образы его фильмов. Как в такт биению сердца пульсирует в нем вдохновение.
Артавазд Пелешян делает непростое кино. И фильм о нем тоже получился непростым. Он увлечет не каждого зрителя. Современные новости, клипы и прочий контент для широкой публики в подавляющем большинстве строятся, как «монтаж аттракционов». Пелешян прослеживает иные взаимосвязи и задает другой темп. «Молчание Пелешяна», как и картины самого армянского режиссера, — возможность задуматься о красоте и хрупкости нашего мира, о вечном и преходящем.
Читайте также:
В Петербурге прошёл фестиваль культуры коренных малочисленных народов Сибири «Земля людей»
«Федя. Народный футболист», «Вечная зима». Новинки кино: 31 октября
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7779) от 28.10.2024 под заголовком «Послание Артавазда Пелешяна».
Комментарии