В Петербурге завершились съёмки исторического фильма «Павел. Первый и последний»

В Петербурге завершились съёмки исторического фильма «Павел. Первый и последний» | ФОТО Jakob Owens on Unsplash

ФОТО Jakob Owens on Unsplash

Цари по улицам ходили

Этим летом в нашем городе случилось какое‑то удивительное смешение эпох — под знаком венценосных Романовых. Первый российский император Петр I в фильме Андрея Кравчука и последний, Николай II, — герой фильма Василия Чигинского. По одним и тем же улицам бывшей столицы империи вновь ходили Александр I (режиссер сериала Артем Насыбулин) и его отец Павел I в сериале Александра Котта.

Величие Петра I и мученичество Николая II никто не оспаривает, Александра I чествуют как освободителя Европы от Наполеона. А с Павлом Петровичем все сложно. Кто он для нас? Тиран, самодур, солдафон, сумасшедший, запретивший бакенбарды с буклями, вальсы с европейскими книжками, а еще он не велел называть домашних питомцев Машками… Александр Дюма, будучи в Петербурге, наслушался баек об императоре Павле и опубликовал их на радость досужих французских лавочников. В общем — герой анекдотов, пасынок истории.

Но ведь не случайно Пушкин называл его романтическим героем, Наполеон — Дон Кихотом, а Мережковский горько посетовал: «Бедный, бедный Павел». Так и фильм Виталия Мельникова назывался с Виктором Сухоруковым в главной роли. Режиссер тогда шутил, что император Павел явно покровительствовал картине. Шутки шутками, но чего стоит история с Михайловским замком. Кинематографисты должны были воссоздать на экране его строительство, и вдруг в один прекрасный день Мельников обнаружил, что фасад дворца обустраивается лесами. Потом реставраторы обнажили фундамент, вокруг дворца возник котлован. Так воочию возник «строящийся» Михайловский замок. А когда через неделю в залах дворца начались росписи потолков, кинематографисты, уже ничему не удивляясь, просто переодели современных маляров и реставраторов в одежду павловской эпохи.

В окружении звериной стаи

…Сегодня за жизнеописание Павла I с детства до трагического финала взялся Александр Котт. И хотя это один из самых плодовитых мастеров нашего кино («Брестская крепость», «Седьмая симфония», «Троцкий» и многие другие), в подобных исторических проектах он прежде замечен не был. Зато известен как режиссер, которому важен не только смысл, но и «картинка». Точнее, так: важно через картинку донести смыслы. И в этом ему помогают и стены дворцов, и художник Марк Ли. «История Павла драматична, по­этому мы придумывали костюмы нейтральные, лаконичные, чтобы не отвлекали от актерской мимики. И в то же время я старался подчеркнуть мотив звериной стаи — мехами в первую очередь. А что касается Павла, то я обратил внимание, что он очень часто появлялся в красных одеждах — это, конечно, говорит о нем как о сильном человеке, обуреваемом страстями и оказавшемся в экстремальной ситуации».

Александр Котт легко освоился в петербургских дворцах, например, в Царском Селе. Вокруг роскошь, по соседству знаменитая Янтарная комната, а режиссер чувствует себя как дома, для него и герои его истории — «родные». Даже Екатерина Великая (Наталья Суркова), которая, сдержанно обмахиваясь веером, ждет вердикта доктора: непорочна ли будущая невеста сына Павла, принцесса Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская. Став женой наследника, она будет управлять им деспотически. Бедный, бедный Павел…

«Одна из драматичных сцен в фильме — когда маленький Павел потерялся в лесу, — рассказал Владимир Стеклов, сыгравший Никиту Панина, наставника великого князя Павла Петровича. — Он мог замерзнуть, и если не погибнуть, то очень тяжело заболеть и всю жизнь потом харкать кровью. Но его отпустили, чтобы прожить такую тяжелую сложную жизнь среди этого великолепия, перед которым мерк Версаль, но в котором царили темные звериные намерения. Он был невероятно одинок, его предало все ближнее окружение — предало изначально, а не только в конце. Разве Павел этого не понимал? Да все понимал. Только не понимал: а кто же тогда с ним?». И в самом деле — кто?

Призрак матери

В один из съемочных дней Павел спешил войти в построенный для него Михайловский замок (в фильме его «сыграл» особняк Кочубея на Фонтанке). Но — несчастный случай: на лестнице, по которой шествовал император с супругой и детьми, упала плохо закрепленная огромная ваза. Кстати, добиваясь нужного эффекта, за вазу взялся сам режиссер Александр Котт. «Убить меня замыслил?!» — закричал Павел, в гневе обрушив трость на коменданта. И велел казнить немедля, сколько бы несчастный ни оправдывался: «Ваше императорское величество, дворец не просох! Уж больно зима сырая!».

Мгновенная перестановка, и вот кинематографисты снимают уже следующую сцену. Ночь, тронный зал, в кругу свечей на полу лежит Павел, изнуренный ночным преследованием призрака матери, поучавшей: «Коих голубишь, коих на груди лелеешь, кому прощение оказываешь — бойся их!!»

Самого непонятого венценосного Романова играет Денис Власенко («Страсти по Матвею», «Инспектор Гаврилов»). «Я давно влюблен в него как в личность, для меня это не какая‑­то там историческая «кукла», — признается актер. — И мне хочется, чтобы Павла Петровича полюбили. Я думаю, у нас есть шанс на это, потому что все противоречивые, на первый взгляд, поступки у нас объясняются. И мне кажется, у зрителя не должно возникнуть вопросов, почему он так или иначе поступил в какой‑то период своей жизни». И ведь в самом деле, даже бессмысленный, кажется, запрет называть домашних животных Машками имеет подоплеку. Так, по‑своему, император защищал честь своей второй супруги Марии Федоровны.

И напоследок то, о чем хотел рассказать в своем фильме Александр Котт: «Для меня Павел не сумасшедший. Напротив, он единственно нормальный в сумасшедшем доме, который царил вокруг него. И знаете, может быть, это не звучит серьезным доводом, но он оставил после себя 12 детей. Могла ли так любить Мария Федоровна психически нездорового человека? Шута? Мне кажется, он до конца был ребенком — не умом, а сердцем. Он прожил удивительную жизнь, в которой были и счастье, и несчастье. Он любил свою мать, несмотря ни на что. Иногда он ненавидел ее. Но любил, даже когда ненавидел… И он мечтал быть не императором, он мечтал изменить Россию. А в итоге был убит заговорщиками, не желавшими перемен».

Читайте также:

В Гатчине состоялся научный симпозиум, посвященный памятнику «Березовый домик»

На выставке «Костюм прекрасной эпохи» можно проследить развитие европейской моды за 50 лет


#Романовы #фильм #съёмки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7718) от 02.08.2024 под заголовком «И вновь о бедном, бедном Павле».


Комментарии