В Петербурге состоялся «круглый стол» «Режиссер-2024. Актуальные вопросы современного театра»

В рамках международного фестиваля «Молодежь. Театр. Фест» в Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева прошел «круглый стол» «Режиссер-2024. Актуальные вопросы современного театра».

В Петербурге состоялся «круглый стол» «Режиссер-2024. Актуальные вопросы современного театра» | ФОТО Jan Tinneberg on Unsplash

ФОТО Jan Tinneberg on Unsplash

Режиссеры из Петербурга, Москвы, Брянска, Прокопьевска и других городов говорили о том, что их всерьез волнует. Ведущей выступила Сусанна Цирюк, главный режиссер ТЮЗа им. А. А. Брянцева, и ей пришлось нелегко. Ведь каждому из обозначенных вопросов можно было посвятить отдельную дискуссию. В рамках одной встречи получилось скорее задать вопросы, чем на них ответить.

Дмитрий Белов, режиссер и мас­тер актерско-режиссерского курса в Институте театрального искусства уверен, что именно в драматическом театре мюзикл может су­ществовать и развиваться как явление культуры, а не коммерции. Хороший мюзикл, по мнению Дмитрия, всегда затрагивает очень острые проблемы. Примеров тому много — «Вестсайдская история», «Кабаре», «Нотр-Дам де Пари»… Сюжеты их жестки, но музыка примиряет зрителя с действием, замещая боль гармонией. «Конфликт между красотой музыки и сюжетом — одно из главных достоинств хорошего мюзикла», — считает режиссер.

Для того чтобы этот конфликт проявить, необходима профессиональная команда. В том числе — постановщик, который понимает специфику жанра, умеет сделать музыкальные номера не вставным аттракционом, а событием. И, конечно, необходимы синтетические, универсальные в своих умениях исполнители. Белов полагает, что разумнее и плодотворнее обучать пластической свободе и вокалу драматических артистов, чем пытаться вырастить актеров из танцовщиков и вокалистов.

«Главное в мюзикле — драматургия, поэтому для меня предпочтительнее работать в драматическом театре», — говорит Дмитрий. В чем основная проблема? В том, что в России пока очень мало драматургов и режиссеров, которые понимают, что такое мюзикл, умеют профессионально работать с музыкальной формой. «Но время неуловимо меняется, — считает Белов. — Сегодня мы имеем возможность сделать хороший мюзикл с нуля».

Ни у кого из участников возражений не нашлось, и разговор перешел к следующей теме. Тимур Кулов, молодой режиссер петербургского ТЮЗа, поделился своим взглядом на национальные театры. Тимур полагает, что большинство из них существует очень замкнуто, в некоем обособленном пространстве. И сейчас — «самое время интегрироваться в общероссийский театр». По мнению Кулова, по‑настоящему интересные спектакли часто получаются на стыке культур. Причем мультикультурность, существующая у нас в стране, предоставляет почти безграничные возможности для экспериментов в этом направлении.

Правда, Дмитрий Белов задал встречный вопрос: как при таком подходе сохранить идентичность, верность традиции? Однако поиски компромиссных решений отложили на потом.

Ольга Луцива, главный режиссер Акмолинского областного русского драматического театра (Казахстан), посетовала на то, что русскоязычным театрам в регионах очень не хватает молодых артистов с высшим образованием, так как система обучения развита слабо. Приходится набирать в труппу выпускников колледжей и обучать их на месте, организуя семинары, лаборатории и так далее. На это Сусанна Цирюк ответила, что проблема с образованием актуальна и для русской провинции, а коллеги из зала добавили — не только для провинции.

Уровень культуры падает повсеместно, и «это связано с изменением сознания и восприятия мира». Именно поэтому сейчас молодым актерам становится все сложнее работать с классическими текстами. Как рассказывает Дмитрий Турков, главный режиссер Прокопьевского драматического театра имени Ленинского комсомола, «артистам сегодня приходится объяснять значение трети слов в сочинениях Пушкина или Лермонтова». Дмитрий полагает, что это не должно останавливать постановщиков. Им надо просто проявлять в классике ­универсальные, актуальные до сих пор проблемы, чтобы архаизмы и детали старого быта отходили на второй план, не утяжеляя действие.

Что же касается детских спектаклей, о которых тоже шла речь, то эта тема споров не вызвала. Сошлись на том, что на таких постановках не надо экономить. Во многих театрах к ним относятся, словно к второстепенным, а это неправильно. Создавая хорошие детские спектакли, театр растит будущего зрителя и расширяет свою завтрашнюю аудиторию. Илья Архипов, главный режиссер Санкт-Петербургского театра эстрады им. А. Райкина, высказал мнение, что постановки для юных зрителей должны быть не детскими, а семейными. Это позволит поменять отношение к ним тех, кто отвечает за финансирование. К тому же «совместный поход в театр — это опыт совместных переживаний, основа для будущего диалога между родителями и детьми». Тут разгорелся небольшой спор о том, как отличить детский спектакль от семейного и есть ли между ними принципиальные различия. Но время беседы истекло, участники и зрители, хоть и не­охотно, разошлись. Надо полагать, продолжение следует.


#театр #круглый стол #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7676) от 04.06.2024 под заголовком «Время и театр неуловимо меняются».


Комментарии