В Петербурге состоялся фестиваль «Ленинградская музыкальная весна»

«Ленинградская музыкальная весна» — самый крупный фестиваль современной музыки в советскую эпоху — была создана в 1965 году Андреем Петровым. В 2024‑м она была возрождена председателем петербургского Союза композиторов и художественным руководителем фестиваля Антоном Таноновым и стала 57‑й по счету.

В Петербурге состоялся фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» | ФОТО Веры БЕЗРУКОВОЙ / предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО Веры БЕЗРУКОВОЙ / предоставлено организаторами фестиваля

Как и раньше, фестиваль в основном посвящен музыке ленинградских-петербургских композиторов. Но уже названия программ: «Ленинградская коммуналка», «Митьки», «Кафе «Сайгон», «Ленинградский бестиарий» показывают, что произошла серьезная перезагрузка и фестиваль ностальгирует по тому андеграунду, который раньше на «Весну» практически не пускали. Провокационные названия говорят о том, что фестиваль не только изменился и осуществил «Путешествие из Ленинграда в Петербург» (название концерта-кроссовера), но и заигрывает как с академической публикой, так и с молодежью, стремясь привлечь ее на свои концерты, что, судя по успеху вечеров и наполнению залов, прекрасно удается.

Даже самый статусный концерт-открытие, прошедший в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, носил совсем не академическое название «Ленинградский пломбир» и оказался в середине фестиваля, что, впрочем, совсем не смущало организаторов. И здесь охватывала ностальгия уже другого рода, так как вечер в Большом зале оказался единственным, прошедшим в Санкт-Петербургской филармонии. Еще один симфонический концерт состоялся в Капелле, концерт-кроссовер — в театре ЛДМ, а современная хоровая музыка была представлена в «Яани кирик», остальные же вечера камерной музыки прошли в родном Дубовом зале Союза композиторов. Так что по масштабу возрожденная «Ленинградская весна» сильно уступает своей советской прародительнице, концерты которой в основном проходили на сцене Большого зала Филармонии. Правда, количество имен современных композиторов, представленных на концертах, далеко перевалило за 60, и среди них были как маститые классики ленинградской-петербургской школы, так и поколение молодых, и даже студенты композиторского факультета получили возможность представить свои сочинения на сцене Дубового зала в «Ленинградском бестиарии».

И все же, несмотря на разно­образие произведений и жанров, представленных на фестивале, центральным его событием стал концерт, прошедший в Большом зале Филармонии. Он перекидывал мостик между «Ленинградской весной» прежней и нынешней, представив в первом отделении произведения недавно ушедших классиков. На сцене был международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением своего главного дирижера Михаила Голикова. Программу открывали «Фанфары» Андрея Петрова, далее прозвучали Восьмая симфония Бориса Тищенко и «Весенний концерт» Сергея Слонимского для скрипки с оркестром, в котором солировал Михаил Крутик.

Восьмая симфония Тищенко — сочинение не совсем обычное в творчестве композитора. Оно является продолжением «Не­оконченной» симфонии Шуберта и вместе с этой романтической симфонией составляет пятичастную форму (практически все номерные симфонии Тищенко пятичастны). В концерте, правда, были представлены только три части собственно Восьмой симфонии, так как все должно было уместиться в рамках одного отделения.

Может, это и ограничило понимание общего замысла, но Восьмая предстала музыкой большой идеи, написанной по велению души. Мне довелось побеседовать с Борисом Ивановичем Тищенко (которому в этом году исполнилось бы 85) после исполнения его Седьмой симфонии, и он тогда сказал, что «настоящий же симфонист пишет независимо от ставок. Он часто пишет «в ящик», потому что высказывание в этом жанре для него такая же физическая необходимость, как дыхание». Сама симфония тоже слушалась на одном дыхании, ее философское содержание несколько контрастировало с легкомысленным названием концерта «Ленинградский пломбир». Как объяснил художественный руководитель фестиваля Антон Танонов: «Современная музыка ассоциируется со свежестью, с холодным, ярким вкусом мороженого. А сочинения в первой части программы обладают вне­временной свежестью, как ленинградский пломбир».

Произведения Тищенко и Слонимского в первом отделении оказались рядом, хотя в жизни отношения двух классиков композиторского цеха складывались не всегда просто, но каждый оставил после себя многочисленных учеников. Одним из учеников Слонимского является и Михаил Крутик — очень интересный скрипач, композитор, заместитель концертмейстера Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. И «Весенний» концерт Слонимского, написанный в 1983 году, прозвучал чисто и свежо.

Второе отделение представило музыку композиторов следующего поколения, значительно более авангардную. Особенно «Криоген» Светланы Лавровой с его необычными тембрами, развернутой партией фортепиано… Само название, отсылающее к низкотемпературному явлению, замораживающему эффекту, было необычно, но вполне вписывалось в общую концепцию концерта. Это была мировая премьера.

В завершение прозвучал Фортепианный концерт Антона Танонова, где солировал Николай Мажара, сочинение, написанное в 2010 – 2011 гг, соединяющее академическую форму со смелым использованием современной музыки и джаза (на снимке). Возможно, такое разрушение границ выглядит эклектично, но приводит к шумному успеху. Не исключение и нынешний концерт. Не только Большой зал Филармонии был заполнен (даже спрашивали лишний билетик при входе), но и овации и крики «браво!» шли по нарастающей. Впрочем, и другие вечера фестиваля прошли с успехом.

Единственное, чего явно не хватало на концертах, — это буклета фестиваля и достойных прог­раммок. Новая музыка все же требует если не комментария, то хотя бы минимальной информации о годе создания сочинений. Хотелось бы, чтобы «Музыкальная весна» расширялась в сторону крупноформатных концертов, таких как в Большом зале и Академической капелле. В любом случае хорошо, что фестиваль вернулся, пожелаем же ему дальнейших успешных сезонов.


#фестиваль #музыка #композиторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком ««Ленинградская весна» вернулась».


Комментарии