В Петербурге состоялась премьера фильма «Корюшка для фронта»
Премьера историко-публицистического фильма «Корюшка для фронта» состоялась в «Ленфильм-клубе». 44-минутный фильм предназначен для телевидения. Несколько каналов намерены показать его в январе, когда будет отмечаться 78-я годовщина освобождения Ленинграда от блокады.
Фото: Pixabay
Фильм (киностудия «КиноМельница», автор — Анатолий Аграфенин, режиссер — Андрей Егоров) рассказывает о малоизвестной странице блокады Ленинграда — рыбаках, которые снабжали рыбой осажденный город-фронт и его защитников.
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» автор сценария Анатолий Аграфенин, идея появилась у него во время работы над книгой «Неизвестная блокада. Малая Дорога жизни», которая была опубликована в 2018 году.
Собирая материалы для книги, Аграфенин познакомился в Лисьем Носу с Лидией Скобелевой, отец которой — Валентин Эльзенгр — трудился в рыболовецком колхозе имени Ленина. До войны это предприятие располагалось в Сестрорецке, но с приближением линии фронта было перебазировано ближе к Ленинграду. Во время блокады рыбаки на лодках с веслами под вражескими обстрелами и авианалетами занимались своей трудной, а тогда еще и крайне опасной работой. Ранней весной в Неву и Финский залив приходила корюшка, и голодные люди работали от зари до зари. На берегу весь улов у них забирали военные представители.
В фильме «Корюшка для фронта» Скобелева вспоминает крепкие и одновременно нежные руки отца, который никогда не носил ни варежек, ни перчаток… После войны он вернулся к мирному промыслу.
Другим героем фильма стала Юлия Елисеева, о судьбе которой автору фильма рассказал ее сын — Валентин Елисеев. В начале войны Юлии было 19 лет, она трудилась на бумажной фабрике. Потом была мобилизована в тот же рыболовецкий колхоз, но переправлена на Ораниенбаумский пятачок. Там в самых тяжелых условиях — голод и житье в сараях для хранения рыболовных снастей — она вместе с другими юными блокадницами добывала рыбу для армии, защищавшей Ораниенбаумский плацдарм, и для оставшихся местных жителей. Она встретила там своего будущего мужа Гаврила Порво, воевавшего «на пятачке». Елисеева служила в колхозе до Победы. После войны она стала медиком. И никогда не ела рыбу.
Важный сюжет фильма связан с работой автора в Центральном архиве Санкт-Петербурга, который часто называют «блокадным архивом». С помощью Надежды Черепениной, главного методиста ЦГА СПб, и ее коллег были найдены документы о награждении Юлии Елисеевой медалью «За оборону Ленинграда». Это произошло в 1946 году, после того как она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В архиве хранится приказ Андрея Жданова от 28 мая 1942 года о том, что все организации обязывали заниматься добычей рыбы и выполнять норму. Гражданским позволялось оставлять себе половину улова «для улучшения питания работников». Например, Союзу писателей приказано было добывать 1,8 тонны рыбы в квартал.
Никакой кинохроники о работе рыбаков в дни блокады пока найти не удалось. Возможно, ее просто не было. Авторы фильма посчитали важным включить в фильм сюжет о работе современных рыбаков, которые занимаются ловом корюшки на фоне открыточного Петербурга. Но не для того, чтобы еще раз полюбоваться на красоты. Как пояснил Егоров, чтобы, когда весной пойдут репортажи «Корюшка идет», в них вспоминали бы не только ловлю рыбы во времена Петра I, но и скромных блокадных тружеников.
А историкам еще предстоит выяснить, как распределялся блокадный улов между армией и гражданским населением, что получали по карточкам «рыба» блокадники. Но известно, что с Большой земли рыба не доставлялась. Она числилась низкокалорийным продуктом, везти который не видели смысла.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7080) от 27.12.2021 под заголовком «Корюшка родом из блокады».
Комментарии