2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге состоялась дискуссия о современном искусстве в классическом музее

В Главном штабе Эрмитажа прошла дискуссия «Современное искусство в классическом музее: за и против. 15 лет спустя».

В Петербурге состоялась дискуссия о современном искусстве в классическом музее | ФОТО Maria Rodideal on Unsplash

ФОТО Maria Rodideal on Unsplash

15 лет назад Илья и Эмилия Кабаковы подарили Эрмитажу свою инсталляцию «Красный вагон», и она заняла место в экспозиции, в одном из залов Большой анфилады Главного штаба. Публика была озадачена, понравилось не всем. И все эти годы споры если и утихали, то ненадолго. Эксперименты музея с внедрением произведений современных художников в залы классического искусства тоже вызывали и продолжают вызывать бурную реакцию.

Должно ли подобное искусство попадать в стены Эрмитажа? Уместно ли оно среди классики или ему нужно выделить отдельную «резервацию»? На эти и другие вопросы попытались ответить участники дискуссии: Марина Шульц, заведующая отделом современного искусства, и Александр Бутягин, заведующий сектором Северного Причерноморья, археолог и поэт.

О том, что актуальное искусство нужно собирать и хранить в универсальном музее, спорить не стали. Ведь еще его основательница Екатерина Великая приобретала картины современников. Часть из них теперь признана шедеврами, часть почти неизвестна широкой публике, но сомнений в том, что им место в музейном собрании, уже давно ни у кого нет. А вот как показывать творения художников, пока не имеющих устоявшейся репутации?

По мнению Александра Бутягина, «лучше всего современное искусство разворачивается в галереях и специальных пространствах». Во-первых, потому что оно говорит на своем, многим непонятном, языке. И значит, нуж­дается в объяснении — длинных аннотациях, видеокомментариях и так далее. Все это требует места. Во-вторых, зритель сам решает, идти или не идти ему на каждую отдельно взятую выставку, смотреть или не смот­реть, любить или не любить того или иного автора, то или иное актуальное направление. Если же музей помещает работу Яна ­Фабра в зал Снейдерса, а творение Луиз Буржуа в зал Античности, то лишает своего посетителя права на выбор. Это больше похоже на принуждение к знакомству, чем на приглашение. «Я не считаю, что какое‑то искусство не надо показывать, — не надо навязывать», — говорит Бутягин.

Хотя именно так в свое время поступал Петр I, заставляя своих гостей любоваться мраморным телом античной статуи (мы знаем ее под именем Венеры Таврической). И ведь сработало!

Марина Шульц в свою очередь считает, что одна из задач музея — подарить зрителю новый опыт, шанс расширить кругозор, повстречаться с чем‑то до тех пор незнакомым и открыться ему, отказаться от предубеждений. «Именно эту возможность дают выставки современного искусства и вкрапление отдельных объектов в постоянную экспозицию», — говорит она. Что же касается объяснений, то в них, как полагает искусствовед, нуждаются не только работы актуальных художников. «С античностью — та же история, — объясняет она. — Если мы не знаем имени бога и зоны его ответственности, не читали какого‑то круга текстов, нам будут неясны многие моменты».

«Европейская традиция, идущая от античности, намного более понятна, — возражает археолог. — Вещи даны нам в ощущениях, и они говорят сами за себя». А дополнительную информацию, если захочется, можно отыскать самостоятельно, уже после визита в музей. С современным искусством так вряд ли получится. «Без объяснений оно существует плохо», — полагает Бутягин, и не без оснований.

К общему знаменателю так и не пришли. Итоги дискуссии подвел генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Универсальный музей — тот, в котором разные культуры представлены вместе и находятся в диалоге», — сказал он. И современное искусство тоже может и должно органично влиться в эту полифонию. Актуальные проекты Эрмитаж, как правило, показывает в Главном штабе — пространстве, которое изначально ориентировано на эксперимент, инновации. Но иногда музей позволяет арт-объектам вторгнуться и на территорию классики. В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Единственно верного решения нет.


#Эрмитаж #искусство #дискуссия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7673) от 30.05.2024 под заголовком «Мы предлагаем нечто новое».


Комментарии