В Петербурге состоялась дискуссия о современном искусстве в классическом музее
В Главном штабе Эрмитажа прошла дискуссия «Современное искусство в классическом музее: за и против. 15 лет спустя».
ФОТО Maria Rodideal on Unsplash
15 лет назад Илья и Эмилия Кабаковы подарили Эрмитажу свою инсталляцию «Красный вагон», и она заняла место в экспозиции, в одном из залов Большой анфилады Главного штаба. Публика была озадачена, понравилось не всем. И все эти годы споры если и утихали, то ненадолго. Эксперименты музея с внедрением произведений современных художников в залы классического искусства тоже вызывали и продолжают вызывать бурную реакцию.
Должно ли подобное искусство попадать в стены Эрмитажа? Уместно ли оно среди классики или ему нужно выделить отдельную «резервацию»? На эти и другие вопросы попытались ответить участники дискуссии: Марина Шульц, заведующая отделом современного искусства, и Александр Бутягин, заведующий сектором Северного Причерноморья, археолог и поэт.
О том, что актуальное искусство нужно собирать и хранить в универсальном музее, спорить не стали. Ведь еще его основательница Екатерина Великая приобретала картины современников. Часть из них теперь признана шедеврами, часть почти неизвестна широкой публике, но сомнений в том, что им место в музейном собрании, уже давно ни у кого нет. А вот как показывать творения художников, пока не имеющих устоявшейся репутации?
По мнению Александра Бутягина, «лучше всего современное искусство разворачивается в галереях и специальных пространствах». Во-первых, потому что оно говорит на своем, многим непонятном, языке. И значит, нуждается в объяснении — длинных аннотациях, видеокомментариях и так далее. Все это требует места. Во-вторых, зритель сам решает, идти или не идти ему на каждую отдельно взятую выставку, смотреть или не смотреть, любить или не любить того или иного автора, то или иное актуальное направление. Если же музей помещает работу Яна Фабра в зал Снейдерса, а творение Луиз Буржуа в зал Античности, то лишает своего посетителя права на выбор. Это больше похоже на принуждение к знакомству, чем на приглашение. «Я не считаю, что какое‑то искусство не надо показывать, — не надо навязывать», — говорит Бутягин.
Хотя именно так в свое время поступал Петр I, заставляя своих гостей любоваться мраморным телом античной статуи (мы знаем ее под именем Венеры Таврической). И ведь сработало!
Марина Шульц в свою очередь считает, что одна из задач музея — подарить зрителю новый опыт, шанс расширить кругозор, повстречаться с чем‑то до тех пор незнакомым и открыться ему, отказаться от предубеждений. «Именно эту возможность дают выставки современного искусства и вкрапление отдельных объектов в постоянную экспозицию», — говорит она. Что же касается объяснений, то в них, как полагает искусствовед, нуждаются не только работы актуальных художников. «С античностью — та же история, — объясняет она. — Если мы не знаем имени бога и зоны его ответственности, не читали какого‑то круга текстов, нам будут неясны многие моменты».
«Европейская традиция, идущая от античности, намного более понятна, — возражает археолог. — Вещи даны нам в ощущениях, и они говорят сами за себя». А дополнительную информацию, если захочется, можно отыскать самостоятельно, уже после визита в музей. С современным искусством так вряд ли получится. «Без объяснений оно существует плохо», — полагает Бутягин, и не без оснований.
К общему знаменателю так и не пришли. Итоги дискуссии подвел генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Универсальный музей — тот, в котором разные культуры представлены вместе и находятся в диалоге», — сказал он. И современное искусство тоже может и должно органично влиться в эту полифонию. Актуальные проекты Эрмитаж, как правило, показывает в Главном штабе — пространстве, которое изначально ориентировано на эксперимент, инновации. Но иногда музей позволяет арт-объектам вторгнуться и на территорию классики. В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Единственно верного решения нет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7673) от 30.05.2024 под заголовком «Мы предлагаем нечто новое».
Комментарии