В Петербурге работает выставка «Путь навстречу. Памятники культуры Китая из собрания РЭМ»

Выставка (12+) приурочена к перекрестному Году культуры РФ и КНР. Впервые посетители музея могут ознакомиться с 80 самыми интересными предметами китайского искусства из тех 600, которые там хранятся.

В Петербурге работает выставка «Путь навстречу. Памятники культуры Китая из собрания РЭМ» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Объясняя выбор названия для проекта, Юлия Купина, директор РЭМ, отметила, что выставка стала «шагом навстречу во взаимном интересе наших народов, шагом к исследованию материала, малоизвестного даже специалистам. Выставку консультировали ученые-востоковеды из различных петербургских учреждений, и это тоже был шаг навстречу. Для сотрудников РЭМ это был путь любви к тому, что мы храним и познаем. Мы приглашаем наших посетителей сделать шаг навстречу познанию китайского искусства и через него что‑то узнать о себе».

Ирина Карапетова, куратор выставки, провела для «Санкт-Петербургских ведомостей» небольшую экскурсию. Она начала с того, что представленные предметы датируются концом XVIII — началом XX века и происходят в основном из трех частных собраний: Александра Верещагина, генерала, служившего в начале ХХ века на Дальнем Востоке; Федора Плюшкина, известного предпринимателя и коллекционера; Эспера Ухтомского, дипломата и ориенталиста, который сопровождал будущего императора Николая II во время его путешествия на Восток. Эспер Эсперович, напомним, был на рубеже XIX–XX вв. редактором «Санкт-Петербургских ведомостей». Все три этих собрания были куплены Николаем II и переданы в Этнографический отдел Русского музея, из которого произошел РЭМ. Но в середине 1930‑х годов огромная китайская коллекция была перераспределена по нескольким музеям. РЭМу осталось немногое, последующие пополнения из Музейного фонда и частные дары были единичными, тем они ценнее.

Выставка состоит из трех частей, они условно называются дипломатическая, женская и мужская. В первой представлено письмо императрицы Цы Си к вдовствующей императрице Марии Федоровне с благодарностью за присланные дары, а также два веера, подаренные русскому двору китайским посланником Ван Чжичунем.

Когда господин Ло Чжаньхуэй, генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге, владеющий русским языком, узнал, что на обратной стороне вееров сделаны стихотворные надписи, он выразил готовность перевести их для музея.

Основа женского раздела — серебряные шпильки и заколки сложной формы в виде цветов и бабочек. Их в свое время приобретал Ухтомский. Целая витрина отдана традиционным украшениям из перьев зимородка, имеющих нежный бирюзовый цвет. К раритетам относится девичий праздничный костюм из шелка и парчи, а также детский серебряный амулет с изображением Шоу Сина — бога долголетия.

Мужская часть выставки начинается серией гравюр с изображением «Даосского небожителя, владыки звезд Большой Медведицы». Карапетова отметила «чан пао» — церемониальный халат придворного и подушку на кресло, которая поступила в 1921 году из Зимнего дворца. Судя по цвету шелка и изображению дракона, этот предмет происходит из императорского дворца.

Серебряная чарка, украшенная эмалями и канителью, стала эмблемой выставки. Она находилась в собрании Плюшкина. Нефритовый сосуд для промывки кистей в виде ветки растения с плодами тыквы попал в музей в 1924 году из дома наследников канцлера Александра Горчакова.

Выставку завершают фотографии, сделанные в конце XIX — начале ХХ века во время русских торговых экспедиций в Мукдене, Харбине и Цзиньчжоу.

Выставка будет работать по 14 сентября.

Читайте также:

Автографы на столешнице. В Гатчине появилось музейное пространство, посвящённое А. Куприну

Музей политической истории России представил выставку «Битва за Ленинград»


#выставка #Китай #РЭМ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7919) от 02.06.2025 под заголовком «Шпилька с бабочкой».


Комментарии