В Петербурге работает выставка «Путь навстречу. Памятники культуры Китая из собрания РЭМ»
Выставка (12+) приурочена к перекрестному Году культуры РФ и КНР. Впервые посетители музея могут ознакомиться с 80 самыми интересными предметами китайского искусства из тех 600, которые там хранятся.

ФОТО АВТОРА
Объясняя выбор названия для проекта, Юлия Купина, директор РЭМ, отметила, что выставка стала «шагом навстречу во взаимном интересе наших народов, шагом к исследованию материала, малоизвестного даже специалистам. Выставку консультировали ученые-востоковеды из различных петербургских учреждений, и это тоже был шаг навстречу. Для сотрудников РЭМ это был путь любви к тому, что мы храним и познаем. Мы приглашаем наших посетителей сделать шаг навстречу познанию китайского искусства и через него что‑то узнать о себе».
Ирина Карапетова, куратор выставки, провела для «Санкт-Петербургских ведомостей» небольшую экскурсию. Она начала с того, что представленные предметы датируются концом XVIII — началом XX века и происходят в основном из трех частных собраний: Александра Верещагина, генерала, служившего в начале ХХ века на Дальнем Востоке; Федора Плюшкина, известного предпринимателя и коллекционера; Эспера Ухтомского, дипломата и ориенталиста, который сопровождал будущего императора Николая II во время его путешествия на Восток. Эспер Эсперович, напомним, был на рубеже XIX–XX вв. редактором «Санкт-Петербургских ведомостей». Все три этих собрания были куплены Николаем II и переданы в Этнографический отдел Русского музея, из которого произошел РЭМ. Но в середине 1930‑х годов огромная китайская коллекция была перераспределена по нескольким музеям. РЭМу осталось немногое, последующие пополнения из Музейного фонда и частные дары были единичными, тем они ценнее.
Выставка состоит из трех частей, они условно называются дипломатическая, женская и мужская. В первой представлено письмо императрицы Цы Си к вдовствующей императрице Марии Федоровне с благодарностью за присланные дары, а также два веера, подаренные русскому двору китайским посланником Ван Чжичунем.
Когда господин Ло Чжаньхуэй, генеральный консул КНР в Санкт-Петербурге, владеющий русским языком, узнал, что на обратной стороне вееров сделаны стихотворные надписи, он выразил готовность перевести их для музея.
Основа женского раздела — серебряные шпильки и заколки сложной формы в виде цветов и бабочек. Их в свое время приобретал Ухтомский. Целая витрина отдана традиционным украшениям из перьев зимородка, имеющих нежный бирюзовый цвет. К раритетам относится девичий праздничный костюм из шелка и парчи, а также детский серебряный амулет с изображением Шоу Сина — бога долголетия.
Мужская часть выставки начинается серией гравюр с изображением «Даосского небожителя, владыки звезд Большой Медведицы». Карапетова отметила «чан пао» — церемониальный халат придворного и подушку на кресло, которая поступила в 1921 году из Зимнего дворца. Судя по цвету шелка и изображению дракона, этот предмет происходит из императорского дворца.
Серебряная чарка, украшенная эмалями и канителью, стала эмблемой выставки. Она находилась в собрании Плюшкина. Нефритовый сосуд для промывки кистей в виде ветки растения с плодами тыквы попал в музей в 1924 году из дома наследников канцлера Александра Горчакова.
Выставку завершают фотографии, сделанные в конце XIX — начале ХХ века во время русских торговых экспедиций в Мукдене, Харбине и Цзиньчжоу.
Выставка будет работать по 14 сентября.
Читайте также:
Автографы на столешнице. В Гатчине появилось музейное пространство, посвящённое А. Куприну
Музей политической истории России представил выставку «Битва за Ленинград»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7919) от 02.06.2025 под заголовком «Шпилька с бабочкой».
Комментарии