В Петербурге работает выставка «Многогранный талант. Петр Бучкин (1886 – 1965) и его современники»
В Музее Академии художеств работает выставка «Многогранный талант. Петр Бучкин (1886 – 1965) и его современники» (16+). Это первая в нашем городе персональная выставка советского художника и педагога, которая знакомит публику с 80 картинами, рисунками и литографиями из музеев Петербурга, Углича и Вологды, а также собрания наследников автора. Показ дополняют картины русских художников-реалистов из частной коллекции.
Федор Шаляпин. 1918 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Однажды Бучкин сформулировал свое творческое кредо: «Искать простоту, естественность, изгонять напыщенность и преувеличение» и следовал ему всю жизнь. Будущий художник провел детство в Угличе, учился у местных иконописцев. В 14 лет перебрался в Петербург, окончил Академию художеств в мастерской знаменитого графика Василия Матэ, занимался книжной иллюстрацией, преподавал в Академии художеств и Мухинском училище. В эпоху социалистического реализма ему удавалось оставаться просто реалистом.
«Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года». 1935 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Выставка построена по тематическому принципу. Она начинается с главы «Родной край» и посвящена городу на Волге. Ее центром стали портреты — «Угличанка», «Девушки-крестьянки» и «Пастушок Алеша». В них чувствуется крепкий академист, чьи работы напоминают творчество Валентина Серова. В своих воспоминаниях Бучкин говорил о том, что Серов, приезжая в Петербург, гостил у своего приятеля Матэ, видел работы молодого художника. Но был немногословен: «здесь попал, а здесь — не попал».
Именно портрет стал коньком Бучкина, отразившим его приватную жизнь и личные интересы. В разные годы он нарисовал с натуры Федора Шаляпина, своего учителя Матэ, художников Аркадия Рылова и Василия Сварога. Картины «Женский портрет» и «Портрет жены» стали украшением выставки.
Особое место на ней занимает большое полотно «Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года». Оно было создано через 15 лет после указанного в названии события и изображает субботник на Марсовом поле. Здесь в полном соответствии с постулатами соцреализма трудятся стар и млад, женщины и мужчины, пролетарии и интеллигенты. Картина интересна еще и тем, что изображает Марсово поле до того, как на нем проявился мемориал жертвам революции. В 1935 году полотно участвовало в Первой выставке ленинградских художников, откуда было приобретено Русским музеем.
Что касается второй части проекта — показа русских реалистов первой половины ХХ века, то, как у всякого частного собрания, это субъективный выбор владельца. Но наверняка заслуживают внимания публики этюд Исаака Левитана «Последние зимние дни», акварель Аркадия Рылова «Рыбак», этюд Бориса Угарова «Зимняя деревня», а также несколько картин Аркадия Пластова и Ивана Варичева.
Выставка открыта по 16 июня.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7672) от 29.05.2024 под заголовком «Шаляпин, жена и Марсово поле».
Комментарии