В Петербурге работает выставка «Легенда. Леонид Богданов»
В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка под смелым названием «Легенда. Леонид Богданов» (16+), представляющая 130 фотографий известного мастера, а также его слайды, сделанные для музейных каталогов и альбомов о нашем городе, сами издания. Эти материалы находятся в собрании центра, наследников Богданова, в архиве ТЮЗа и частных коллекциях.
Стрелка Васильевского острова». 1980‑е гг.
Основательность названия проекта доказывают первые же снимки — «Ленинградский пейзаж» с разбитым стеклом на старых уличных часах, «В Юсуповском саду» с маленькими детьми, изучающими тактильно памятник Ленину, «Стрелка Васильевского острова» с брусчаткой на спуске, которая размыта поднявшейся водой. Эти фотографии знакомы всем, кто хотя бы мельком интересовался ленинградской фотографией 1970 – 1980‑х годов.
Биография Леонида Богданова (1949 – 2003) обычна для фотографов его поколения. В детстве он пришел в фотокружок Дворца пионеров, занимался там у Бориса Ритова, педагога и фотографа, прошедшего Великую Отечественную войну. Там он познакомился с Борисом Смеловым, позже оба складывались как мастера художественной фотографии под влиянием друг друга. После окончания Ленинградского института киноинженеров Богданов устроился на работу фотографом в ТЮЗе, но уже через два года отправился в свободное плавание, сочетая работу на заказ для Дома мод и книжных издательств и съемки для себя. Именно тогда появился Ленинград Богданова — неоткрыточный, мрачноватый. В официальных советских изданиях о фотографии его метод прозвали «эстетикой обшарпанных стен». Такие оценки могли закрыть фотографу возможность участвовать в выставках. Что и произошло: Богданов стал устраивать показы в своей мастерской, предоставленной ему как автору фотографий для альбомов. Но тогда все умели читать между строк: и если из тысяч профессиональных фотографов была названо имя Богданова, значит, его работы чего‑то стоили.
Многие снимки, которые можно увидеть на выставке, называются просто городскими пейзажами. В данном случае не столь важно, в каком именно месте они сделаны. Спиленный старый тополь на набережной говорит о том, что из мегаполиса уходят деревья. Копия античной скульптуры, стоящая на глухой ограде на фоне промышленного здания, — напоминание о так называемом сером поясе. Заводы и фабрики уходят, но вместе с ними исчезает выразительная кирпичная архитектура.
Богданов застал время, когда на спусках к воде сушили деревянные лодки. Фотограф тщательно фиксирует днище со следами многочисленных ремонтов. Не избежал он искушения сделать большую серию снимков, посвященных Летнему саду. Лучшей осталась фотография с бюстом Гераклита.
Из фотографий Богданова, созданных вне Ленинграда — Петербурга, показана серия о Кирилло-Белозерском монастыре. И здесь фотограф тщательно избегает «открыточности». Например, снимок «Свиточная башня» показывает, как зимой люди берут воду из проруби у стен монастыря.
Театралам со стажем будут интересны снимки звезд ТЮЗа, сделанные на спектаклях и репетициях, — Антонины Шурановой, Зиновия Корогодского, Георгия Тараторкина, Александра Хочинского, Николая Иванова. Выставка открыта по 21 июля.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7683) от 14.06.2024 под заголовком «В объективе — Ленинград».
Комментарии