В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»

Во Всероссийском музее А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12, работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве», посвященная 185‑летию со дня рождения Александра Опекушина, скульптора, автора монумента в Москве, а также памятника на петербургской улице, носящей имя поэта. Хороший повод поразмышлять о городской скульптуре и проведении конкурсов на ее установку.

В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Готовя выставку о работах Опекушина, музейщики решили дополнить ее материалами о памятнике Пушкину в Ленинграде, который создал Михаил Аникушин. Многие годы скульптор был дружен с музеем на Мойке, 12, всегда посещал его 10 февраля и 6 июня, в день памяти и день рождения Пушкина. Как‑то на одной из встреч Аникушин вспоминал, как, будучи студентом Академии художеств, участвовал в установке закладного камня на месте будущего памятника Пушкину. Это было в 1937 году на Стрелке Васильевского острова, на Биржевой площади, только переименованной в Пушкинскую. Тогда он не мог и представить, что ровно через 20 лет его Пушкин появится на площади Искусств.

Музей хранит несколько рисунков и скульптурных эскизов Аникушина, сделанных как во время работы над памятником, так и позднее. Их редко выставляют, сейчас появилась возможность показать и «быстрый карандаш» скульптора, и его поиски в гипсе жеста правой руки поэта, читающего стихи.

Выставка напоминает, что первый конкурс на памятник Пушкину в Ленинграде состоялся в 1937 году. Представлены модели, созданные Иваном Шадром, ставшим победителем конкурса, и Василием Козловым. Оба экспоната очень редко покидают фонды музея. В духе требований того времени оба автора изобразили поэта энергичным, порывистым, мятущимся. В 1940 году городские власти перенесли место установки памятника на Михайловскую площадь (ныне — площадь Искусств). Шадр начал работу над новым вариантом проекта, но вскоре скончался. К пушкинской теме вернулись после Великой Отечественной. В 1949 году состоялся закрытый конкурс среди мэтров, который не дал ожидаемого результата. В новом состязании, открытом для всех желающих профессионалов, победил молодой Аникушин.

Материалов, связанных с работой Опекушина над образом Пушкина, в музее меньше. На выставке представлены два бюста из гипса и бронзы, а также альбом набросков и зарисовок скульптора. Интерес представляют гипсовые модели, созданные Марком Антокольским и Парменом Забелло. В 1875 году оба участвовали в конкурсе, в котором победил Опекушин. Памятник в Москве был установлен в 1880 году.

Выставку дополняют архивные фотографии и другие изображения, которые показывают как установленные монументы, так и нереализованные проекты. Для тех, кому важно увидеть, как выглядел Пушкин (не доживший буквально два года до изобретения дагеротипа), музей показывает три прижизненных изображения поэта — карандашный рисунок Василия Тропинина, акварель Петра Соколова и гипсовую фигуру Александра Теребенева.

#выставка #музей #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7386) от 31.03.2023 под заголовком «Изображая Пушкина».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?