В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12, работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве», посвященная 185‑летию со дня рождения Александра Опекушина, скульптора, автора монумента в Москве, а также памятника на петербургской улице, носящей имя поэта. Хороший повод поразмышлять о городской скульптуре и проведении конкурсов на ее установку.
ФОТО АВТОРА
Готовя выставку о работах Опекушина, музейщики решили дополнить ее материалами о памятнике Пушкину в Ленинграде, который создал Михаил Аникушин. Многие годы скульптор был дружен с музеем на Мойке, 12, всегда посещал его 10 февраля и 6 июня, в день памяти и день рождения Пушкина. Как‑то на одной из встреч Аникушин вспоминал, как, будучи студентом Академии художеств, участвовал в установке закладного камня на месте будущего памятника Пушкину. Это было в 1937 году на Стрелке Васильевского острова, на Биржевой площади, только переименованной в Пушкинскую. Тогда он не мог и представить, что ровно через 20 лет его Пушкин появится на площади Искусств.
Музей хранит несколько рисунков и скульптурных эскизов Аникушина, сделанных как во время работы над памятником, так и позднее. Их редко выставляют, сейчас появилась возможность показать и «быстрый карандаш» скульптора, и его поиски в гипсе жеста правой руки поэта, читающего стихи.
Выставка напоминает, что первый конкурс на памятник Пушкину в Ленинграде состоялся в 1937 году. Представлены модели, созданные Иваном Шадром, ставшим победителем конкурса, и Василием Козловым. Оба экспоната очень редко покидают фонды музея. В духе требований того времени оба автора изобразили поэта энергичным, порывистым, мятущимся. В 1940 году городские власти перенесли место установки памятника на Михайловскую площадь (ныне — площадь Искусств). Шадр начал работу над новым вариантом проекта, но вскоре скончался. К пушкинской теме вернулись после Великой Отечественной. В 1949 году состоялся закрытый конкурс среди мэтров, который не дал ожидаемого результата. В новом состязании, открытом для всех желающих профессионалов, победил молодой Аникушин.
Материалов, связанных с работой Опекушина над образом Пушкина, в музее меньше. На выставке представлены два бюста из гипса и бронзы, а также альбом набросков и зарисовок скульптора. Интерес представляют гипсовые модели, созданные Марком Антокольским и Парменом Забелло. В 1875 году оба участвовали в конкурсе, в котором победил Опекушин. Памятник в Москве был установлен в 1880 году.
Выставку дополняют архивные фотографии и другие изображения, которые показывают как установленные монументы, так и нереализованные проекты. Для тех, кому важно увидеть, как выглядел Пушкин (не доживший буквально два года до изобретения дагеротипа), музей показывает три прижизненных изображения поэта — карандашный рисунок Василия Тропинина, акварель Петра Соколова и гипсовую фигуру Александра Теребенева.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7386) от 31.03.2023 под заголовком «Изображая Пушкина».
Комментарии