В Петербурге пройдет фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик»
С 19 по 23 октября в Петербурге пройдет II международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик».
ФОТО: Kyle Head on Unsplash
Организовал его Театр у Нарвских ворот при поддержке комитета по культуре и Союза театральных деятелей России. Цели очевидны — «развитие театрального искусства для детей и обмен опытом между профессиональными коллективами из разных стран и городов России». Схема — традиционная. Коллективы, желающие принять участие, подают заявки, компетентное жюри отсматривает записи спектаклей и выбирает тех, кто будет приглашен в Петербург.
Потом постановки показывают уже вживую, по результатам обсуждения вручают «Гран-при», а также премии в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший актерский ансамбль», «Лучшая работа художника» и так далее. Параллельно участники и приглашенные эксперты обсуждают достижения и проблемы детского театра, учатся друг у друга, знакомятся с новыми жанрами, языками, традициями…
В прошлом году в рамках конкурсной программы было показано восемь постановок. В этом их будет десять. В фестивале примут участие театры из Петербурга и Москвы, Казани и Вологды, Донецкий молодежный театр и белорусский театр «Лялька». Два спектакля петербуржцы (театр «Суббота» и клоун-мим-театр «Мимигранты») покажут на своих площадках. Остальные участники — в Театре у Нарвских ворот.
Казанские гости сыграют постановку «Мой счастливый день» на татарском языке. Театр у Нарвских ворот обеспечивает перевод, но не полный. Продублированы только ключевые реплики и события. Остальное зрители-дети поймут сами. Ведь они, как уверены организаторы, воспринимают театр на уровне эмоций, а не слов.
Некоторые спектакли ориентированы на 5 – 6‑летних театралов, есть и постановки, которые будут понятны трехлеткам. Одна даже отнесена к категории 0+. «Это интерактивный спектакль вологодского театра «Первый снег», — рассказывает художественный руководитель Театра у Нарвских ворот Валентина Лутц. — Дети будут сидеть на сцене, участвовать в действии — доставать из валенка снежинки, сыпать снег… Мы обязательно включаем в программу спектакли для самых маленьких, тех, кому еще не исполнилось трех лет».
Для тех, кто постарше, — «Достоевский. Сторителлинг» (его хотели привезти еще в прошлом году, но не сложилось). Постановка московского Театра наций не про героев романов и повестей Достоевского, а про него самого. Про «чувствительного, уязвимого ребенка со светлой душой». Про то «как Достоевский был маленьким, какая у него была прекрасная мама, как он обожал сказки своих нянек, как сильно впоследствии любил своих детей» (так объясняет куратор и одна из исполнителей этого действа Елена Горина).
Кроме того, в программе — мастер-класс «Основы сценического боя», «круглый стол» «Театр и зритель XXI века», читка пьесы «Малыш» Андрея Зинчука, творческая встреча с народной артисткой РФ Ириной Соколовой (самой лучшей из кошек, которые когда‑либо гуляли сами по себе в Театре юных зрителей и за его пределами).
А откроет фестиваль спектакль Театра у Нарвских ворот «Фабрика слов» по книге французской писательницы Аньес ле Лестрад. Если верить ей, есть на свете страна, где люди почти ничего не говорят. Потому что для того, чтобы произнести слово, его нужно сначала купить и проглотить, как пилюлю. Мальчик Филеас полюбил девочку Сибиллу и захотел сказать ей об этом. Но где взять слова? На что их купить? Как выбрать нужные?
Организаторы фестиваля тоже искали слова — для названия. И решили, что «Волшебный фонарик» — самые правильные из них. «Фонарик — это не софит, он маленький, как наши зрители, но светит ярко», — говорит Валентина Лутц.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7279) от 19.10.2022 под заголовком «На уровне эмоций».
Комментарии