В Петербурге прошла встреча, посвященная 80‑летию исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

«Четыре аккорда «Ленинградской» — так называлась встреча в народном музее «А музы не молчали…», посвященная 80‑летию исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде. Как отметила руководитель музея Виктория Крылова, тогда, 9 августа 1942 года, Ленинград показал всему миру, что невозможное возможно. Поэтому судьба каждого участника того концерта интересна и должна быть вписана в историю.

В Петербурге прошла встреча, посвященная 80‑летию исполнения Седьмой симфонии Шостаковича | ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0

…Жавдет Айдаров был музыкантом Образцового оркестра Ленинградского военного округа, играл на ударных инструментах. Когда началась война, он работал на строительстве укреплений, вошел в команду МПВО, а весной 1942‑го стал участником ­оркестра Карла Элиасберга.

Мой дед много мне рассказывал о тех событиях, — говорит музыковед Надим Айдаров, — и сейчас, когда я слушаю Седьмую симфонию, как будто слышу его партию: он исполнял тему нашествия.

В семье хранят письма Жавдета Караматуловича, которые он отправлял из блокадного Ленинграда в Ташкент, где жили его родные.

«Мои товарищи из Консерватории и музучилища находятся на фронте. Кто убит, кто ранен, — сообщал он в одном из писем. — Еще зимой подавал две докладные, чтобы отправили на передовые позиции, и до сих пор не отправляют. Как‑то досадно, что все товарищи находились на фронте, а ты отсиживался в тылу. Хотя Ленинград, по существу, можно назвать фронтом».

Он был бойцом «музыкального фронта»: тогда так было принято называть музыкантов, находившихся в осажденном городе, — продолжил Надим Айдаров. — Те, кто во время блокады служил искусству, совершали ­каждодневный подвиг, который ими вовсе не осознавался таковым. Хотя в жизни моего деда исполнение Седьмой симфонии было совершенно особым событием, о котором он рассказывал и мне спустя многие годы. По большому счету тем, что я связал свою жизнь с музыкой, я обязан именно дедушке.

На встрече прозвучала запись воспоминаний Жавдета Айдарова об исполнении Седьмой симфонии, сделанная в начале 1980‑х годов. «Зал был переполнен, очень много военных. Одеты мы были кто во что: я — в гимнастерке и кирзовых сапогах, некоторые — в ватниках… Карл Ильич встал за пульт, постоял немного, потом взмахнул палочкой, и я впервые увидел, как она задрожала в его руках».

После Великой Отечественной войны Айдаров возглавлял крупные коллективы, в том числе карельский ансамбль «Кантеле» в Петрозаводске, потом ансамбль песни и танца Татарской АССР, многие годы преподавал в Казанском музыкальном училище…

Еще один участник исполнения Седьмой симфонии — скрипач Лев Маргулис. Оставаясь в блокадном Ленинграде, он вел дневник, в котором был предельно честен сам перед собой, признавался, как страшно ему было под бомбежками и обстрелами.

О репетициях Седьмой симфонии в его дневнике практически нет упоминаний — только об активной работе в Радиокомитете. Наверное, тогда было ­просто не до пафоса и не до ощущения величия момента. Достаточно было того, что работа в Радиокомитете давала возможность жить на рабочую карточку, — рассказала композитор, художественный руководитель Музыкального театра детей Марина Ланда.

Как дальше сложилась жизнь Льва Маргулиса? В 1946 году он уволился из оркестра Радиокомитета. Будучи артистом Концертного бюро Филармонии, выступал на небольших площадках до 1950 года, а затем до 1968‑го был концертмейстером оркестра Театра музыкальной комедии…

Не очень известный факт привел в своей книге «Блокада день за днем» военный журналист Абрам Буров: «Когда отзвучали последние аккорды симфонии и присутствующие в зале стоя аплодировали, на сцену поднялась девочка лет двенадцати. Она вручила цветы дирижеру. Карла Ильича Элиасберга это тронуло до глубины души. Цветы, выращенные в осажденном городе, были поистине бесценными…».

Автор книги был не совсем точен: Любе Жаковой было девятнадцать лет. Но в этой ­неточности не было его вины: просто блокадное истощение давало о себе знать, и очень худенькая девушка, работавшая в госпитале, выглядела совсем как подросток…

Добавим, что букет был ­единственным, преподнесенным после концерта. Во вложенной в него записке значилось: «С ­признательностью за сохранение и исполнение симфонической музыки в осажденном Ленинграде семья Шнитниковых».

Спустя много лет Карл ­Элиасберг передал этот исторический клочок бумаги в музей «А музы не молчали…» и попросил разыскать девушку, которая его вручила. И произошло, казалось бы, невероятное: ее удалось найти.

Во время войны моя мама жила со своей тетей, бабушкой и дедушкой на северной окраине города, в Лесном, — рассказала Евдокия Жакова. — Букет собственноручно собрал ее дедушка — ученый Захарий Григорьевич Френкель, геронтолог, академик медицины. Вечером цветы принесли в городскую квартиру, которая находилась буквально в двух шагах от Филармонии — в доме № 5 по площади Искусств.

По словам Евдокии Львовны, спустя тридцать лет после войны ее мама встречалась с музыкантами, исполнявшими в ­августе 1942‑го Седьмую симфонию: они искренне считали ее «своей». Они были близки друг другу уже хотя бы тем, что пережили блокаду. Со многими из них она подружилась, много лет переписывалась.

У мамы в результате блокады было слабое здоровье, врачи пророчили ей короткий срок жизни, — рассказала Жакова. — Но она восприняла этот приговор как вызов  и прожила 83 года, как бы наперекор всему. Мама замечательно рисовала, была ­иллюстратором книг, прекрасно играла на рояле, но главным в ее жизни стало воспитание четверых детей — трех сыновей и дочери.


#музей #блокада Ленинграда #симфония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7269) от 05.10.2022 под заголовком «Симфония и судьбы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?