В Петербурге прошла встреча «Искусство прозрачности: история, настоящее и будущее стекла в архитектуре и дизайне»
Организаторы премии «Золотой Трезини», продолжая образовательную программу, провели встречу под названием «Искусство прозрачности: история, настоящее и будущее стекла в архитектуре и дизайне». Одним из основных участников разговора стал Никита Андреев. Искусствовед, изучающий историю изготовления и бытования стеклянных кирпичей системы «фальконье» в России и СССР, равноправный участник опытного производства в Петербурге.

ФОТО АВТОРА
Многие петербуржцы узнали о «фальконье» после завершения реставрации объекта культурного наследия «Дом Ерошенко» (Басков переулок, 5) по фасадной программе КГИОП. В ходе работ на чердачных оконных заполнениях были обнаружены исторические стеклянные кирпичи, забитые листами жести при одном из многочисленных ремонтов. Исторические образцы оказались почти полностью утрачены, окна пришлось воссоздавать.
Между тем в этом году исполняется 130 лет со дня появления в России необычного для того времени стройматериала, изобретенного швейцарцем Гюставом Фальконье. Тогда новые кирпичи назывались «пустотелые камни из стеклянной массы». Это было время строительного бума рубежа XIX–ХХ веков в крупнейших российских городах.
По словам Андреева, основными местами, где тогда предлагалось использовать «фальконье», стали окна на брандмауэрах, выходившие на соседние дворы. Эти кирпичи пропускали свет, но делали невидимым происходившее внутри и снаружи, защищали от шума и запахов. Такие окна не открывались, что в известной степени препятствовало распространению пожара. «Окна с кирпичами «фальконье» были аналогами современных стеклопакетов. При этом надо помнить, что в начале ХХ века производство листового стекла представляло собой сложный дорогостоящий процесс, стоимость которого снижалась только за счет дешевой рабочей силы», — поясняет исследователь.
Часто кирпичи «фальконье» использовали в окнах ванных комнат, выходивших во дворы, а также в окнах туалетов, «смотревших» на черные, а иногда и парадные лестницы. Это делалось с целью экономии электроэнергии. В короткую эпоху модерна с помощью разноцветных «фальконье» украшали фасады домов, комбинации кирпичей разных цветов позволяли создавать своеобразные витражные мозаики. Но век «фальконье» тоже оказался недолгим. Первая мировая война положила конец массовому производству прозрачных кирпичей.
Вновь интерес к ним возник в СССР в начале 1930‑х годов, когда в Москве строили здания Центрального архива Октябрьской революции (ныне — ГАРФ) и Библиотеки им. В. И. Ленина (ныне — РГБ), где были необходимы хранилища с рассеянным естественным освещением. «Фальконье» в количестве нескольких сотен тысяч штук были изготовлены на заводе в Гусь-Хрустальном на дореволюционных металлических формах. По словам Андреева, кирпичи были качеством хуже дореволюционных, но выдержали испытание временем. Несколько лет назад, во время капитального ремонта здания архива, «фальконье», к сожалению, заменили на стеклопакеты. В библиотеке практически полностью сохранились окна из стеклянных кирпичей.
Данных о том, что советские «фальконье» применялись в Ленинграде, нет, но дома, где сохранились старые стеклянные кирпичи, в городе есть. Помимо уже названного дома Ерошенко они украшают фасады дома Фаберже (Большая Морская ул., 24), особняка Нобиля (Лесной пр., 21), особняка Безобразовой (Моховая ул., 34) и некоторых других зданий. Сохранились внутренние стеклянные перегородки в военно-морском госпитале в Кронштадте. В квартирах кирпичей осталось больше, но чаще всего они заложены изнутри. Исследователю известны всего несколько адресов, где этого не произошло, — доходный дом Павловой (Конная ул., 8) и доходный дом Менделеева (Большая Пушкарская ул., 26). Любопытно, что в одной из лабораторий Главной палаты мер и весов (ныне — ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева) на Московском проспекте, 19, спроектированной знаменитым химиком, также находятся кирпичи «фальконье» редкой модели.
Теперь о продолжении традиций. Андреев пояснил, что интерес к «фальконье» он не назвал бы массовым. Речь идет об изготовлении кирпичей для частных интерьеров. В редких случаях — для общественных пространств. Опытных мастеров-выдувальщиков, способных работать с «фальконье», не так много. Самой профессии стеклодува нужно долго учиться, начиная с подмастерья. Технология изготовления «фальконье» практически не изменилась за сто с лишним лет. Что подтверждает стеклодув Владимир Лихорад, который с помощью стеклодувной трубки выдувает так называемую банку. Затем она помещается в металлическую многосоставную форму, а к трубке подключается компрессор, формирующий кирпич. После извлечения изделия из формы остается отделить его от трубки, запаять отверстие и положить готовый «фальконье» на 12 часов в печь для отжига.
В 2023 году в московском Музее архитектуры состоялась выставка «Фальконье. Архитектура света». В этом году Андреев планирует подготовить подобную выставку в Выборгском замке.
Читайте также:
В Выставочном центре Петербургского союза художников открыта выставка «Весна-2025»
В Кронштадте открылась музейная экспозиция «Стражи Рифа Кронштадтской косы»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7883) от 07.04.2025 под заголовком «Прозрачные кирпичи».
Комментарии