В Петербурге прошла встреча «Искусство прозрачности: история, настоящее и будущее стекла в архитектуре и дизайне»

Организаторы премии «Золотой Трезини», продолжая образовательную программу, провели встречу под названием «Искусство прозрачности: история, настоящее и будущее стекла в архитектуре и дизайне». Одним из основных участников разговора стал Никита Андреев. Искусствовед, изучающий историю изготовления и бытования стеклянных кирпичей системы «фальконье» в России и СССР, равноправный участник опытного производства в Петербурге.

В Петербурге прошла встреча «Искусство прозрачности: история, настоящее и будущее стекла в архитектуре и дизайне» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Многие петербуржцы узнали о «фальконье» после завершения реставрации объекта культурного наследия «Дом Ерошенко» (Басков переулок, 5) по фасадной программе КГИОП. В ходе работ на чердачных оконных заполнениях были обнаружены исторические стеклянные кирпичи, забитые листами жести при одном из многочисленных ремонтов. Исторические образцы оказались почти полностью утрачены, окна пришлось воссоздавать.

Между тем в этом году исполняется 130 лет со дня появления в России необычного для того времени стройматериала, изобретенного швейцарцем Гюставом Фальконье. Тогда новые кирпичи назывались «пустотелые камни из стеклянной массы». Это было время строительного бума рубежа XIX–ХХ веков в крупнейших российских городах.

По словам Андреева, основными местами, где тогда предлагалось использовать «фальконье», стали окна на брандмауэрах, выходившие на соседние дворы. Эти кирпичи пропускали свет, но делали невидимым происходившее внут­ри и снаружи, защищали от шума и запахов. Такие окна не открывались, что в известной степени препятствовало распространению пожара. «Окна с кирпичами «фальконье» были аналогами современных стеклопакетов. При этом надо помнить, что в начале ХХ века производство листового стекла представляло собой сложный дорогостоящий процесс, стоимость которого снижалась только за счет дешевой рабочей силы», — поясняет исследователь.

Часто кирпичи «фальконье» использовали в окнах ванных комнат, выходивших во дворы, а также в окнах туалетов, «смотревших» на черные, а иногда и парадные лестницы. Это делалось с целью экономии электроэнергии. В короткую эпоху модерна с помощью разноцветных «фальконье» украшали фасады домов, комбинации кирпичей разных цветов позволяли создавать своеобразные ­витражные мозаики. Но век «фальконье» тоже оказался недолгим. Первая мировая война положила конец массовому производству прозрачных кирпичей.

Вновь интерес к ним возник в СССР в начале 1930‑х годов, когда в Москве строили здания Центрального архива Октябрьской революции (ныне — ГАРФ) и Библиотеки им. В. И. Ленина (ныне — РГБ), где были необходимы хранилища с рассеянным естественным освещением. «Фальконье» в количестве нескольких сотен тысяч штук были изготовлены на заводе в Гусь-Хрустальном на дореволюционных металлических формах. По словам Андреева, кирпичи были качеством хуже дореволюционных, но выдержали испытание временем. Несколько лет назад, во время капитального ремонта здания архива, «фальконье», к сожалению, заменили на стеклопакеты. В библиотеке практически полностью сохранились окна из стеклянных кирпичей.

Данных о том, что советские «фальконье» применялись в Ленинграде, нет, но дома, где сохранились старые стеклянные кирпичи, в городе есть. Помимо уже названного дома Ерошенко они украшают фасады дома Фаберже (Большая Морская ул., 24), особняка Нобиля (Лесной пр., 21), особняка Безобразовой (Моховая ул., 34) и некоторых других зданий. Сохранились внутренние стеклянные перегородки в военно-морском госпитале в Кронштадте. В квартирах кирпичей осталось больше, но чаще всего они заложены изнутри. Исследователю известны всего несколько адресов, где этого не произошло, — доходный дом Павловой (Конная ул., 8) и доходный дом Менделеева (Большая Пушкарская ул., 26). Любопытно, что в одной из лабораторий Главной палаты мер и весов (ныне — ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева) на Московском проспекте, 19, спроектированной знаменитым химиком, также находятся кирпичи «фальконье» редкой модели.

Теперь о продолжении традиций. Андреев пояснил, что интерес к «фальконье» он не назвал бы массовым. Речь идет об изготовлении кирпичей для частных интерьеров. В редких случаях — для общественных пространств. Опытных мастеров-выдувальщиков, способных работать с «фальконье», не так много. Самой профессии стеклодува нужно долго учиться, начиная с подмастерья. Технология изготовления «фальконье» практически не изменилась за сто с лишним лет. Что подтверждает стеклодув Владимир Лихорад, который с помощью стеклодувной трубки выдувает так называемую банку. Затем она помещается в металлическую многосоставную форму, а к трубке подключается компрессор, формирующий кирпич. После извлечения изделия из формы остается отделить его от трубки, запаять отверстие и положить готовый «фальконье» на 12 часов в печь для отжига.

В 2023 году в московском Музее архитектуры состоялась выставка «Фальконье. Архитектура света». В этом году Андреев планирует подготовить подобную выставку в Выборгском замке.

Читайте также:

В Выставочном центре Петербургского союза художников открыта выставка «Весна-2025»

В Кронштадте открылась музейная экспозиция «Стражи Рифа Кронштадтской косы»


#Никита Андреев #интервью #стекло #Фальконье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7883) от 07.04.2025 под заголовком «Прозрачные кирпичи».


Комментарии