В Петербурге прошел театральный фестиваль «Пять вечеров»

С 6 по 10 февраля в Петербурге прошел XVIII театральный фестиваль «Пять вечеров».

В Петербурге прошел театральный фестиваль «Пять вечеров» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Февраль — тяжелый месяц. Усталость от зимы давит на плечи, как тонны неубранного снега. ­Фестиваль, посвященный ­Александру Володину, как‑то облегчает эту ношу. В этом году главным событием программы стал конкурс драматургов «Первая читка».

Эксперты отобрали менее десятка из 400 присланных пьес. Эскизы, поставленные по этим пьесам молодыми режиссерами, в течение трех дней показывали в театре «На Литейном».

Читки открыл эскиз Кирилла Люкевича по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика «Голова». Автор живет в ­Минске и представляет новую драму Белоруссии. Приехать в Петербург на фестиваль, к сожалению, не смог — заболел ковидом. Но смотрел свою «Голову» в трактовке Кирилла Люкевича по трансляции, был впечатлен, отозвался доброжелательно.

Константин Стешик пишет коротко, емко, четко. Это проза, где звучит живая речь. В пьесе реальности присутствует элемент абсурда (ведь и в жизни без него не обходится). Действующие лица — три молодых парня, три приятеля. Один приносит с улицы сумку, в сумке — голова. Живая — видит, слышит, понимает, только говорить не может. Отвечает на вопросы, прикрывая то правый глаз (нет), то левый (да). Ребята спрашивают своего оракула о смерти и о жизни после смерти, о Боге и о Сатане. Ответы ошарашивают, пугают… В финале пьесы один из друзей разбивает голову вдребезги, как арбуз.

Режиссер Кирилл Люкевич, спасибо ему, избегает натурализма. Голова просто исчезает.

Обсуждая увиденное, критики и зрители высказывали разные версии — пьеса оставляет пространство для различных интерпретаций. Кто‑то даже сказал, что пьеса напомнила ему библейскую легенду об Иоанне Крестителе. Хотя, возможно, все проще и пьеса в какой‑то мере отражает личные события в жизни самого драматурга — у него болела голова, пришлось делать операцию, потом долго восстанавливаться…

Если захотите ознакомиться с творчеством Константина Стешика, можно посмотреть в ТЮЗе спектакль «Спички» по его пьесе. Он тоже сплетен из обыденности и странностей.

Пьеса московского модного драматурга Екатерины Августеняк «Высший слот» сделана в совсем другой манере. Драматург экспериментирует, сочетая живую речь, скажем, с языком генетического кода, как в «Опусе ДНК». Или использует тексты, которые создал (сгенерировал?) на предложенные темы компьютер (пьеса Lorem Ipsum).

Пьеса Августеняк «Высший слот» состоит как бы из нескольких слоев. Поначалу вообще кажется, что это пьеса о курьерах — городских тружениках в яркой униформе, которые в любую погоду и любое время суток колесят по городу на велосипедах, доставляя нам еду. Но постепенно становится ясно, что среди курьеров есть необычные — волшебные. Они могут принимать заказы без гаджетов, прямо в мозг. А еще — исполнять тайные желания клиентов. Есть там и хор ботов, который, как в античных пьесах, периодически вклинивается в повествование. Только вот понять их послания не представляется возможным — боты читают компьютерные коды…

Как текст пьеса интересна, но вот поставить ее на сцене, думаю, непросто. Хотя режиссер Валентин Захаров смог «укротить» этот экспериментальный материал и сделать даже не читку, а почти готовый спектакль.

Одна из задач фестиваля — помочь молодым драматургам пробиться со своими пьесами на сцену. Так, в репертуар партнера и друга володинского фестиваля — театра «На Литейном» вошел спектакль Петра Чижова «Антарктида», поставленный по пьесе Ульяны Гицаревой, участницы «Первых читок». Спектакль, кстати, стал лауреатом «Золотого софита».

А 9 февраля на этой сцене показали спектакль «Звезды в черной дыре», который молодой режиссер Иван Рябенко поставил по пьесе Вероники Вельт. Она написала ­ее в 2020 году в период локдауна. Текст был впервые прочитан актерами театра «На Литейном» на ­XVII всероссийском фестивале «Пять вечеров».

Герои спектакля — соседи по аварийному дому, который почти расселен. Осталось несколько человек, им подбирают варианты, а пока они живут на чемоданах. Однажды ночью на лестничной площадке в стене появляется черная дыра. Соседи относятся к ней по‑разному, и дыра платит им тем же. Молодая девушка Катя видит там звезды и слышит прекрасную тихую музыку. А пенсионерка Зинаида Петровна, старшая по подъезду, просто выбрасывает в дыру мусор. И ни звезд, ни музыки…

Завершился фестиваль премьерой спектакля известного режиссера Руслана Кудашова ­«Записки нетрезвого человека» (театр ­«Мастерская»). Роль лирического героя «Записок» сыграл Фома Бызгу, а его Музу — Вера Латышева. Поставлен спектакль не по пьесе, а по одноименной книге Александра Володина. Это его лирическая исповедь. Володин пишет о себе самом. О ребенке, которого исключили из пионеров. О солдате, который вернулся с фронта и мучается виной, что вот он выжил, а многие его товарищи погибли. О тонко чувствующем, вечно сомневающемся в себе интеллигенте, который часто бывает не совсем трезв. О стране и о времени, в которых выпало жить. О красоте, которая спасет мир. «Но — потом, потом, нескоро, нескоро… Может быть, никогда…»


#фестиваль #театр #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7112) от 17.02.2022 под заголовком «Мы это увидим. Но потом».


Комментарии