В Петербурге прошел конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
В зале Академической капеллы прошел XIII международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Вновь обошлись без «Гран-при», зато первую премию присудили сразу двум участникам – меццо-сопрано Зинаиде Царенко и бас-баритону Дмитрию Чеблыкову.
ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/предоставлено организаторами конкурса
В отличие от двух предыдущих конкурсов тринадцатый поразил небывалым урожаем ярких, конкурентоспособных голосов, а среди полуфиналистов при большом желании жюри вполне могло бы выбрать гран-призера и среди басов, и среди потенциальных лирико-драматических сопрано, и среди меццо-сопрано, и даже среди теноров. «Гран-при» предполагает высокую ответственность и требует отчетности, а потому жюри предпочло сохранять спокойствие в рядах.
Процент слабаков тоже был, без него не обходится ни один конкурс, но общий уровень участников в этот раз оказался выше среднего. Правда, это, как всегда, больше касалось женских голосов. Юноши за время пандемии, когда опера на время замолкла по всему миру, вероятно, испугались, решив, что жанр этот их не прокормит, гарантий никаких не обеспечит. Понять их можно, однако опере придется туго, если мужские голоса иссякнут.
В этот раз была заметна и возрастная тенденция: как никогда прежде увеличилось число 20-летних и даже отважных 19-летних, а также тех, кому за тридцать. 20-летние вновь дали понять, что опера продолжает стремиться к омоложению, другие показали, что засиделись в ожидании и готовы выйти в последний бой, пока позволяет возрастной регламент конкурса. И совсем отрадно было наблюдать за обогащением палитры программ конкурсантов, в которых появилось очень много редко исполняемой музыки.
Особенно повезло номинации первого тура – «ария из оперы, кантаты или оратории XVII – XVIII веков», куда бурным потоком хлынули арии Вивальди, Генделя, Глюка, не говоря о Моцарте, у которого тоже выбрали далеко не самые заезженные произведения. К чести жюри, всем без исключения конкурсантам предоставлялась роскошная возможность исполнить на первом туре две арии без остановок. Был единичный случай, когда конкурсантка из Белоруссии сама решила не исполнять вторую арию, вероятно, почувствовав себя неважно. Всех остальных 162 человек из восьми стран члены жюри (в состав которого впервые вошли сопрано Марина Мещерякова и баритон Сергей Лейферкус, а также менеджер Тедди Герстель) добросовестно отслушали от первой до последней ноты в режиме нон-стоп в течение шести дней. Перед финалом был всего лишь день передышки. К третьему туру допустили максимально возможное по регламенту число состязавшихся – пятнадцать человек.
В полуфинал прошел 28-летний вьетнамский баритон Нгуен Кхак Хоа, впервые представив эту страну на петербургском смотре. В «Серенаде Дон Жуана» Чайковского он восхитил качеством артикуляции русского языка, ясностью фразировок, эмоциональной драматургией, основанной на обаятельной улыбке. XIII конкурсу вообще повезло, вопреки цифре с сомнительной репутацией. Его первый тур начался с блистательного выступления казахского тенора Кудайбергена Абильдина. Выступления участников проходили в алфавитном порядке, чтобы не создавать лишнего скопления людей на жеребьевке. И завершился третий тур роскошным пением 29-летней польской сопрано Александры Шмыд, исполнившей арию Джильды из «Риголетто» Верди и арию Луизы из одноименной оперы Шарпантье, представив тембральные грани своего голоса как уникальный бриллиант на всемирной выставке. Но оба были удостоены лишь дипломов, хотя как минимум их следовало бы поместить на третье место.
Участникам пришлось выдержать испытание не только финальным стрессом, но и буквально «медными трубами» – низким исполнительским уровнем Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, который словно нарочно мешал молодым певцам, угрожая сорвать выступление. Некоторые его музыканты демонстрировали слабое владение элементарной нотной грамотой, и никакой маэстро, даже такой талантливый, как Михаил Татарников, был не в силах за пару репетиций исправить положение.
27-летний бас Алексей Кулагин (вторая премия, 350 тысяч рублей) показал, как окреп его голос за годы упорной работы, хотя певцу по-прежнему не хватает большей гибкости, интонационной поворотливости и скорости реакций. Когда в финале рядом с ним прозвучал голос его 22-летнего монгольского коллеги Бат-Эрдэнэ Сосорбарама с арией Банко из «Макбета» Верди и особенно хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, была полная уверенность, что предпочтение судьи отдадут ему. В полуфинале члены жюри не сдержались от аплодисментов в его адрес. Но все призовые места были отданы своим.
Впрочем, первого места было не жаль для 28-летней меццо-сопрано Зинаиды Царенко, которая с конкурсной стойкостью и запасом прочности представила в финале членам жюри Сегидилью из «Кармен» Бизе и арию Иоанны «Да, час настал» из «Орлеанской девы» Чайковского. Жаль, что среди спецпризов на конкурсе нет приза от Мариинского театра, а то бы ей, ученице профессора петербургской Консерватории Ольги Кондиной, смело можно было предложить целиком исполнить партию Иоанны, да и Кармен в его постановках.
Вторым обладателем первой премии оказался бас-баритон-Дмитрий Чеблыков – образец того, что принято считать «комплексом», включающим не только вокальные данные, но и харизму, артистизм, улыбку, уверенное ощущение себя на сцене. Блистательно выступила в финале и 25-летняя китаянка Лэй Чжан, награжденная двумя специальными призами от Зала органной и камерной музыки имени Е. Образцовой и от Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства имени великой певицы. Лэй Чжан блеснула мягкостью и виртуозным владением своим лирическим сопрано и в русской музыке – предсмертной арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова, и в бельканто – арии Семирамиды из одноименной оперы Россини. Когда на фуршете довелось ее поздравлять на английском языке, она предложила говорить по-русски, после чего выяснилось, что учится она в петербургской Консерватории.
Безоговорочно можно было признать решение жюри присудить третью премию 22-летней сопрано Марии Мальцевой, еще одной выпускнице петербургской школы, которая покорила женственностью, уместным примадонским кокетством и драгоценной красотой голоса в ариозо Иоланты из оперы Чайковского и жемчужной арии Маргариты из «Фауста» Гуно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6998) от 30.08.2021 под заголовком «Женские голоса слышнее».
Комментарии