В Петербурге прошел фестиваль «Книжный маяк»

В минувшие выходные в Петербурге прошел фестиваль «Книжный маяк». В модном нынче гибридном формате – то есть в реальном пространстве и виртуальном или, как было сказано в пресс-релизе, «физическом и цифровом». Проходи фестиваль в доковидные времена, любители книг при всем желании не смогли бы побывать и на половине встреч с писателями. Просто физически не успеть. А так получился настоящий книжный марафон.

В Петербурге прошел фестиваль «Книжный маяк» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Викторианская любовь

Из десятков встреч с писателями я выбрала те, что показались мне особенно интересными. И тут на первом месте – презентация книги московского театроведа Нины Агишевой «Шарлотта Бронте делает выбор. Викторианская любовь». Главное в книге – история любви Шарлотты Бронте, автора знаменитого романа «Джейн Эйр». Любви к женатому мужчине, отцу пятерых детей Константину Эже. Любви вне закона – во все времена, а уж в Викторианскую эпоху особенно.

Эже был учителем французского языка. Бронте ездила в Брюссель, чтобы изучать с его помощью французский язык – хотела открыть впоследствии школу для детей. Письма, которые писала ему Шарлотта, были опубликованы лишь в 1913 году.

– Сохранилось четыре письма, – объясняла Нина Агишева. – Они дошли до нас довольно потрепанными – видно, что письма кто-то разорвал, но потом их аккуратно склеили. Мадам Эже, умирая, отдала их детям. А уж они передали их Британской библиотеке. В книге есть выполненный мной с французского перевод этих писем.

В биографии, написанной Агишевой, эта любовь – стержень повествования и жизни героини.

– Сто лет назад эти письма произвели фурор. Потому что образ Шарлотты Бронте – аскетичной викторианской женщины в застегнутом наглухо черном платье – изменился. Перед нами предстала женщина, в душе которой бушевали страсти. Натура глубоко любящая и глубоко страдающая, но умеющая претворить свои несчастья в прозу – великую прозу, – говорит автор книги.

По просьбе издателя Нина Агишева написала предисловие на тему «Шарлотта Бронте и феминизм». По ее мнению, английская писательница – одна из провозвестниц движения женщин за свободу и независимость, набравшего силу позднее и завершившегося в наше время бесспорной победой.

Не будучи красавицей, она ничуть не боялась остаться старой девой и отвергла несколько предложений руки и сердца. Она жаждала любви и не меньше – самореализации. Константин Эже не только учил ее французскому. Он был в восторге от ее творчества, вселял в нее веру в свои силы. Любовь эта была обречена. В конце концов Шарлотта все же вышла замуж – за священника Артура Белла Николса. Вышла ради отца. Она была уже больна и не хотела оставлять отца одного, без всякой помощи. Ведь ее сестры – Эмили и Энн, а также брат Патрик к тому времени уже умерли.

Возвращение Каменской

Королева детектива Александра Маринина присутствовала на «Маяке» и виртуально, и, так сказать, во плоти – в библиотеке Красносельского района. И порадовала читателей возвращением героини своих 18 романов – Анастасии Каменской. Постаревшая, но не утратившая интеллектуального блеска героиня появляется в романе «Безупречная репутация». Теперь она – полковник милиции в отставке, сотрудник частного детективного агентства.

Тема встречи была заявлена как «Детектив и немного любви». Но дело в том, что любовная линия в детективах Марининой обычно едва намечена. Героиня детективов Анастасия Каменская давно и прочно замужем, в браке счастлива. Все женские штучки вроде макияжа, нарядов, кокетства и капризов ей несвойственны. И увлечена она не романами, а работой, разгадывая преступления, как интеллектуальные ребусы. Потому тема раскрыта не была. Но сказать, что День святого Валентина никак не отразился в беседе, тоже нельзя. Писательница рассказала о развитии мужских образов в современной литературе:

– В последнее время почти исчез ранее популярный образ этакого агента 007 – абсолютно уверенного в своих силах, не ведающего сомнений, заглядывающегося на каждую «юбку»... На самом деле таких мужчин в природе нет. Есть мужчины, которые за подобной маской пытаются скрыть проблемы, неуверенность, отчаяние и одиночество. Так вот: сейчас в литературных произведениях все эти комплексы и страхи перестали скрывать. И что интересно – читателей эти слабости не только не отталкивают, но привлекают. Герои стали более понятными, теплыми, человечными, они вызывают сочувствие.

Петербургский спиритизм

Антон Чиж представил свой новый детективный роман «Машина страха». Его главная тема – история русского спиритизма. В центре книги по-прежнему петербургский сыщик Родион Ванзаров, герой многих ретродетективов писателя.

– Спиритизм видится мне как серьезная тема, которая не связана с мистикой, магией, колдовством, Гарри Поттером и всеми ведьмами, вместе взятыми, – рассказал писатель о новой книге. – Меня больше занимал вопрос: возможно ли управлять мыслями человека? На мой взгляд, сегодня эта тема очень актуальна. Погруженные в интернет-пространство, в поток телевизионных новостей, мы не совсем четко отдаем себе отчет в том, что не все мысли, возникающие в нашей голове, действительно наши. Какие-то из них кто-то аккуратно и незаметно внедряет в наши головушки.

Автор вкратце поведал историю русского спиритизма, который в 1870-х годах продвигали вполне пристойные люди с классическим образованием. Среди них, например, Александр Аксаков, племянник классика русской литературы Сергея Аксакова, Егор Вагнер и даже великий русский химик Бутлеров. Противниками спиритизма были, впрочем, тоже весьма уважаемые люди, среди них Дмитрий Менделеев, Федор Достоевский и Лев Толстой.

Как полагает писатель, спиритизм был одной из многочисленных попыток человечества обрести смысл жизни. Ученые же хотели разобраться, что это такое – научное явление, игры психики или, быть может, вход в иные миры? Поиски смысла жизни, ответа на вопрос, зачем мы живем, мучительно разлиты во всей русской культуре конца XIX – начала XX века.

#книги #фестиваль #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 27 (6865) от 16.02.2021 под заголовком «Наш маяк в тумане светит».


Комментарии