В Петербурге прошел фестиваль к 95-летию со дня рождения Галины Вишневской
В Петербурге прошел фестиваль, посвященный 95-летию со дня рождения Галины Вишневской. Сегодня активную память о родителях поддерживают дочери Ольга и Елена Ростропович. Ольга, президент Фонда культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича, руководит и центром оперного пения Галины Вишневской, и фестивалем симфонических оркестров мира, приношением любимому отцу.
ФОТО Александра ГАЙДУКА/предоставлено организаторами фестиваля
Галина Вишневская, ленинградка по рождению, проведшая детство в Кронштадте, до последних дней старалась жить на две столицы — Москву и Петербург. На Кутузовской набережной, 16, сегодня висит мемориальная доска, на которой продолжают вести свой артистический диалог о судьбах мира и искусства певица и виолончелист мировой славы — Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Они сделали для Петербурга очень много, хотя могли бы и больше, если бы не равнодушие представителей власти, которым оказались не нужны ни музей Шостаковича, ни музей Мусоргского, фактически собранные четой знаменитых музыкантов «под ключ». Вот и фестиваль Галины Вишневской очень бы не помешал нашему городу. Тот, что прошел недавно, официально так не называется.
В Кронштадтском дворце молодежи в силу ограничений концерт прошел в полузакрытом формате. В Эрмитажном театре была показана опера «Паяцы» Леонкавалло, а в Малом зале Филармонии в цикле «Неизвестный Шостакович» были представлены полуконцертные версии неоконченных опер Дмитрия Дмитриевича — «Игроки» и «Большая молния». А на концерте открытия публику Большого зала Филармонии познакомили с лучшими молодыми голосами — выпускниками Центра оперного пения Галины Вишневской.
Академический симфонический оркестр петербургской Филармонии под управлением Александра Соловьева начал концерт с Полонеза из финального акта «Евгения Онегина» Чайковского — оперы, в которой Галина Вишневская блистала непревзойденной Татьяной. На фоне советских стандартов исполнительского стиля она не только являла образец умного драматического пения, но и была удивительно стройна в то время, когда многие ее старшие коллеги отнюдь не стеснялись своих габаритов. А Галина Павловна следила за формой и у своих учениц, требуя не только осмысленного пения, но и гордой осанки, и красивого платья, и умения подать себя так, чтобы слушатели запомнили раз и навсегда. Но самое главное, что она собирала и отстаивала под крышей своего цнтра оперного пения, — это породистые, так называемые большие голоса, которых становится все меньше и в России, и в мире.
Именно таких могучих солистов и собрали в Большом зале Филармонии на концерте открытия этого стихийного фестиваля-посвящения. Среди них были и выпускники центра, и лауреаты международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Баритон Алексей Богданчиков продолжил после греминского Полонеза пушкинскую тему в арии Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского. Вспышкой французского шика стал выход Манон из одноименной оперы Массне в исполнении Светланы Москаленко, солистки Михайловского театра. Она щедро расплескала по пространству зала южную теплоту своей лирической колоратуры. Таких темпераментных певиц, способных воспламеняться от музыки и зажигать этим огнем сердца слушателей, Вишневская очень ценила, понимая, что оперная сцена не терпит скромниц. Еще большей «нескромностью» отличилась ария Кунигунды из оперетты «Кандид» Бернстайна, где Светлана показала свой далеко не использованный режиссерами и дирижерами актерский потенциал.
Концерт отличался тем, что его драматургия состояла из сплошных кульминаций. Одной из них стало открытие нового имени на теноровой карте — Константин Кипиани. Ему выпала честь и ответственность спеть два хита — арию Туридду из «Сельской чести» Масканьи и Калафа из «Турандот» Пуччини. В обеих ариях певец демонстрировал стремительно уходящую сегодня теноровую породу, стать, лоск, власть голоса.
Когда на сцену вышла Ирина Морева с ариозо Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, за русскую оперу стало спокойно. Редкой силы и примадонского сияния лирико-драматическое сопрано напомнило о великих оперных дивах второй половины ХХ века — Еве Мартон, Гене Димитровой, Леони Ризанек, особенно когда Ирина спела арию Тоски из одноименной оперы Пуччини. Ни в Мариинском, ни в Большом театре такой золотой голос пока не был востребован в олимпийской для всех сопрано партии пушкинской Лизы.
Финалом первой русской части концерта стал финальный дуэт из оперы «Евгений Онегин», где слушателя познакомили с еще одним дивным сопрано — Екатериной Петровой, чей тембр мгновенно вызвал в памяти голос и темперамент самой Галины Вишневской. Вместе с Алексеем Богданчиковым Екатерина показала, какой безумной страстью наделил героев пушкинского романа в стихах гений Чайковского.
Во втором отделении, состоявшем из арий зарубежных композиторов, ряды драматически одаренных солисток пополнила петербурженка Олеся Петрова, лауреат второй премии I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Она исполнила арию принцессы Буйонской из «Адрианы Лекуврер» Чилеа, вызвав дух европейской оперы. Когда же она вышла вместе с Ириной Моревой в дуэте двух равновеликих соперниц — Амнерис и Аиды, невозможно было не вспомнить и ее педагога — Ирину Богачеву. Казалось, что Ирина Петровна вместе с Галиной Павловной уже с небес взирали и аплодировали талантам своих достойных преемниц, новых богинь оперного Олимпа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2 (7085) от 11.01.2022 под заголовком «Породистые голоса».
Комментарии