В Петербурге прошел фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»

В прошедшее воскресенье в Петербурге завершился XIII фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Точками притяжения стали гастроли региональных коллективов: якутской труппы Театра оперы и балета Республики Саха и екатеринбургского Урал Оперы Балета, компании обласканного критикой и премиями Вячеслава Самодурова. Первые привезли спектакль-посвящение Сергею Дягилеву, вторые — нашумевший «Приказ короля», поставленный в честь Мариуса Петипа

В Петербурге прошел фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» | ФОТО Евгения ПРОНИНА/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Евгения ПРОНИНА/предоставлено пресс-службой фестиваля

Все тринадцать лет фестиваль «Дягилев. P. S.» показывает, как причудливо преображается и трансформируется в XX и XXI веках наследие великого импресарио, чье 150‑летие со дня рождения отмечается в этом году. Афиша этого фестиваля — всегда симбиоз разных жанров и форм: музыкальные спектакли, концерты и выставки, но в центре — балетное искусство. Все согласно тону, который задавал Сергей Павлович, стремившийся соединять все самое прогрессивное, что было в мире искусства вокруг него — в музыке, живописи и танце.

С самого первого сезона команда «Дягилев. P. S.» привозила работы суперзвезд танцсцены: Джона Ноймайера, Матса Эка, Жан-Кристофа Майо и Анжелена Прельжокажа. Были и нетривиальные труппы из ЮАР и Японии. Но в этом году все сложилось иначе и курс на локальность взял верх. В региональную программу вошли спектакль «Дягилев. Сезоны» от Театра оперы и балета из далекой Якутии и балет из Екатеринбурга «Приказ короля» Вячеслава Самодурова, многократного обладателя высшей театральной премии «Золотая маска». Две постановки — два оммажа, дань признательности: первый — Сергею Дягилеву, второй — Мариусу Петипа.

Постановка «Дягилев. Сезоны» — работа новая: премьера прошла в начале этого года, когда только начинались празднования в честь именитого антрепренера. За режиссуру отвечал на тот момент худрук труппы Сергей Юнганс, а за хореографию — Алексей Расторгуев, ученик Евгения Панфилова, культовой фигуры в мире отечественного современного танца.

Двухактный якутский балет с музыкой Вивальди и Шопена посвящен атмосфере «Русских сезонов». Повествование, по задумке авторов, разворачивается вокруг интриги внутри труппы Сергея Павловича, где есть прима и премьер, солисты и кордебалет (сцена из спектакля на снимке справа). Сам Дягилев внимательно следит за происходящим: ему отдана редкая в его случае танцевальная партия. Сюжет очень быстро забывается — и постановщиками, и зрителями. Но в стремительной хореографии, насыщенной групповыми комбинациями, вариациями, дуэтами, соло, медленными адажио и прыжками аллегро, фабула удивительным образом становится не такой важной. Условно обозначена труппа Дягилева — она спешит на очередные гастроли. Символично прописан балетный класс, где происходит основное действие. А внутри этих приблизительных данных — танцовщики театра Республики Саха, которые показаны с самой выгодной стороны: хорошая выучка и форма бросаются в глаза сразу, так же как и выразительность исполнения, помноженная на чистоту линий. А когда перед глазами такое легкое и теплое танцевание, подчерк­нутое лаконичной сценографией с редкими постироничными красками, то сюжетные огрехи остаются за кадром.

Гастроли якутской труппы для «Дягилев. P. S.» дебютные, а Вячеслав Самодуров и его Урал Балет — если не завсегдатаи, то бывали участниками проекта не однажды. В прошлом году открывал фестиваль вечер одноактных балетов L. A. D. на музыку Леонида Десятникова, а в 2018‑м смотр привозил полнометражную «Пахиту», задуманную Сергеем Вихаревым и законченную Самодуровым.

Дягилев5.jpg
Фото Михаила ВИЛЬЧУКА/предоставлено пресс-службой фестиваля

«Приказ короля» был поставлен к 200‑летию со дня рождения Мариуса Петипа по оригинальному либретто, написанному худруком Урал Балета в соавторстве с Богданом Корольком. Работа принесла создателям две «Золотые маски»: балетмейстеру и художнику. Это сложносочиненный спектакль с историческими кодами и шифрами, разобраться в которых интуитивно далеко не просто. Чтобы принять и осознать все хитросплетения этого многослойного зрелища, необходимо четкое знание предмета и аннотация. В противном случае зритель рискует заблудиться в спектакле-ребусе.

XX и XXI векам досталась лишь малая толика того, что поставил отец русского классического балета Мариус Петипа. Среди забытых постановок числился и «Приказ короля», который не так давно был обнаружен в архиве Альберта Визентини, композитора XIX века и автора музыки к этому балету. Находка оказалась у Самодурова. От идеи скрупулезно восстанавливать то, что могла видеть в свое время петербургская публика, он отказался, а вместо этого сочинил ремикс из хореографических структур Петипа, танцев эпохи Людовика XIV, пантомимы и современной неоклассики на своем, надо сказать, очень ясном языке — минувшие столетия и век прогресса встретились на одной сцене. Чтобы зритель вдруг не забылся, путешествуя во времени, сценограф помещает в ткань спектакля беспокойный дирижабль, неожиданно нависшую над «королем-солнцем» станцию МКС и сферические лампы накаливания, рифмующиеся с серебристыми пачками балерин, а художник по костюмам одевает часть героев в наряды кислотных оттенков (сцена из спектакля на снимке слева). Ленинградский и петербургский композитор Анатолий Королев подхватил концепцию цитирования, не решившись на технологичные изыски, и просто, но элегантно прописал в своей первой балетной партитуре барочные мотивы блистательного создателя французской национальной оперы Жан-Батиста Люлли.

Историографичные приемы «Приказа» соединяет первоначальный, хоть и отжатый, сюжет. На балу появляется заколдованная принцесса в отточенном исполнении ведущей солистки Елены Воробьевой, ее похищает эффектная Черная королева в стиле феи Карабос из «Спящей красавицы», а капитан Жером де Блуа-Шампань по приказу величественного короля отправляется на ее поиски и в финале на краю света находит очаровательную деву. Пунктирное повествование прячет десятки балетоведческих аллюзий. Первый акт открывается придворными танцами времен Людовика XIV. Во второе действие включены классические для эпохи Петипа музыкальный антракт и грандиозное гран па с обязательными адажио, соло и ансамблевыми вариациями. Последняя картина завершается эффектным air de danse — пьеса в старинном вкусе, в которой на сцену торжественно выходят «король-солнце» и его 17 двойников. В поздравительной открытке «Приказ короля» драматургия отступила на второй план — на первом оказались многочисленные подмигивания юбиляру.

Новый сезон фестиваля «Дягилев. P. S.» ознаменовался не традиционным импортом иностранных компаний, а показом отечественного продукта. В очень балетном Петербурге с Академией Вагановой, улицей Росси, славным прошлым и настоящим классического танца, привыкли чаще видеть труппы из далеких стран. Но нечаянные обстоятельства показали: обращать свой взор к родным талантам надо чаще — они состоятся, а мы все пропустим.


#фестиваль #Дягилев P.S. #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7305) от 24.11.2022 под заголовком «Танцы в подарок».


Комментарии