В Петербурге презентовали выставку о тайнах реставрации дворцов
В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Тайны дворцовых интерьеров. Секреты реставрации». Звучное название отражает сферу деятельности Царскосельской янтарной мастерской. Выставка подводит итог четырех десятилетий ее работы и рассказывает о крупных реставрационных проектах.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Посетители Екатерининского дворца в Царском Селе ежедневно видят интерьеры, работа с которыми принесла мастерской известность: Янтарная комната, Лионский зал, Агатовые комнаты, церковь Воскресения Христова. Начало положила Янтарная комната. Мастерская была организована в 1979 году для воссоздания похищенного нацистами шедевра. В распоряжении реставраторов были только черно-белая фотография янтарных панно, один довоенный цветной слайд, акварель, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля, и около полусотни мелких кусочков янтарного декора.
Первые десять лет работа шла медленно. Надо было возродить утраченное ремесло и технологии художественной обработки янтаря и флорентийских мозаик. По немногим подобранным с пола осыпям янтаря, сохранившимся в фондах, определить цветовую гамму, понять, как красить янтарь. В 1997 году в Германии была найдена подлинная флорентийская мозаика «Обоняние и осязание». Это стало триумфом ленинградской школы реставрации. Совпало все, кроме цвета платья одной из дам.
На выставке оценить мастерство реставраторов позволяют выполненные для Янтарной комнаты панно и декоративные элементы из солнечного камня, а также мозаичные панно «Зрение», «Слух» и «Вкус», созданные из яшмы, нефрита, лазурита, оникса и других натуральных камней.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
У специалистов к Янтарной комнате особое отношение. Как говорит директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов, она – мощный старт, школа, которую они прошли, многому научились, смогли решать другие, не менее серьезные задачи.
Следующим этапом работы стали Агатовые комнаты Екатерининского дворца. Это подлинный интерьер XVIII века, единственный, не разрушенный во время войны на территории музея-заповедника. Помещения сохранили отделку Камерона – позолоту, живопись, наборные полы. Две комнаты от потолка до пола отделаны яшмой. Царскосельская янтарная мастерская – лидер работы с камнем, она выиграла конкурс и на восстановление Лионского зала, в отделке которого использован лазурит. В состав выставки вошли фрагменты отделки залов, декоративные вазы из яшмы, мебель, декорированная афганским лазуритом.
Посетители могут узнать и о процессе реставрации церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце и мраморного фонтана в Собственном садике в Екатерининском парке.
Отдельный раздел выставки посвящен реставрации памятника советского камнерезного искусства конца 1930-х годов – мозаичного панно «Индустрия социализма», на котором в технике флорентийской и русской мозаики с географической точностью изображена карта СССР. Ее размер 4,5 х 5,9 метра, общий вес 3 тонны. Для создания карты были использованы золоченое и патинированное серебро, изумруды, александриты, аметисты, топазы, аквамарины, рубины, сапфиры, горный хрусталь и целый перечень других драгоценных и полудрагоценных камней.
И все же любимый материал специалистов Царскосельской мастерской – солнечный камень. Опыт обработки янтаря они применили при научной реконструкции предметов из так называемых Кенигсбергской и Берлинской коллекций, хранившихся в художественных собраниях Кенигсберга и утраченных в годы Великой Отечественной войны. Янтарные шедевры немецких мастеров XVI – XVIII веков были воссозданы современными реставраторами по книге директора художественных собраний Кенигсберга А. Роде «Янтарь – немецкий материал» (1937). На выставке демонстрируются янтарные шкатулки, штофы, чаши, кабинет-шкафчик, выполненные в стиле немецкого барокко; для них характерны сложные оригинальные конструкции, затейливая резьба и великолепные гравировки.
Выставка представляет не только возвращенные к жизни предметы декоративно-прикладного искусства из дерева, металла, янтаря, камней-самоцветов, украшавшие некогда интерьеры царскосельского дворца; она демонстрирует и авторские работы мастеров.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «У солнечного камня соперников нет».
Комментарии