В Петербурге представили премьеру — спектакль «Петр и Феврония»
«Театральный проект 27» представил премьеру — спектакль «Петр и Феврония» (12+) по мотивам «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в середине XVI столетия Ермолаем Прегрешным.
ФОТО Muzaffar Abasov on Unsplash
Эта история — сплав сказочных сюжетов об огненном змее и мудрой деве, один из шедевров древнерусской литературы. Написана она языком, близким к разговорному, поэтому, хоть и не без труда, прочесть ее можно и сегодня. Часть диалогов построена как игра в загадки и отгадки. Некоторые из них использованы в спектакле. Звучит забавно, волшебно и совсем не назидательно. И, конечно, присутствует своего рода «перевод» — комментарии артистов, выступающих одновременно и как герои, и как рассказчики.
Режиссер Стефания Гараева-Жученко в этой постановке соединила самые разные виды театра, его выразительные средства. Активно задействованы куклы, часть сцен решена пластически, звучит и подобие старинного заговора, и плач, и песня, артисты работают то с реальными, то с воображаемыми предметами. Не всегда понятно, ради чего использован тот или иной элемент, но вместе они складываются в чуть пугающую старую сказку — не все тут для понимания, многое просто для атмосферы.
Итак, жила-была в маленькой деревне девочка, не похожая на других. Общалась она больше со зверьем лесным, чем с людьми, и говорила загадками. В городе Муроме тем временем рос младший сын князя — непоседа и шалопай. Но именно он победил однажды змея, искушавшего жену брата. Демон в свою очередь заразил его опасной болезнью, исцелить которую взялась подросшая Феврония. В качестве платы она потребовала жениться на ней…
Исполнители ролей Февронии (Алина Белоусова) и Петра (Иван Шарый) выглядят очень органично. У героини забавный говор, и производит она впечатление чудачки, существа не от мира сего. Даже идею выйти замуж за княжича ей нашептывает заяц еще до того, как молодые люди встретились. О любви речи пока не идет. И хотя Петр все‑таки берет деревенскую девушку в жены, у них впереди долгий путь — навстречу друг другу.
Собственно, спектакль в первую очередь об этом — об усилии, которое надо совершить, чтобы понять другого человека, о работе над собой, без которой семью не построишь.
Детство героев — театр кукол. Как и мир бесконечно интригующих муромских бояр. Они ведут себя неразумно — не по‑взрослому. В отличие от Петра и Февронии, сумевших вырасти, пройти целый ряд испытаний, обрести мудрость и доверие друг к другу — как бы превратиться из кукол в людей.
Архаичная речь персонажей сплетается со вполне современными шутками о золотовалютных резервах и рыночной экономике города Мурома. Отсылки к народному фольклору и язычеству — с размышлениями о христианских ценностях.
Кроме главных героев и кукол в спектакле присутствуют наша современница Мария (это она читает «Повесть о Петре и Февронии», пытаясь разобраться в собственной личной жизни) и Змей-искуситель (в итоге он оказывается еще и мужем Марии, предавшим ее). Рассуждения молодой женщины (эту роль играет Мария Рочева) не всегда созвучны тому, что происходит на сцене. Она пытается вывести мораль, но сказка, замешанная на мифе, не предполагает простых ответов. Что такое любовь, верность, семья? Чудо? Судьба? Или все‑таки осознанно выбранная дорога — путь героя, предполагающий целую череду испытаний?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7708) от 19.07.2024 под заголовком «Заяц нашептал».
Комментарии