В Петербурге представили отреставрированные башенные часы 1827 года
С недавних пор в фойе фондохранилища Эрмитажа в Старой Деревне внимание посетителей привлекает необычный часовой механизм, напоминающий о быстротечном времени перезвоном колоколов.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Он был изготовлен в 1827 году на уральском Пожевском заводе. Это один из немногих сохранившихся и единственный в нашей стране действующий механизм башенных часов, находящийся на музейной экспозиции. Новую жизнь раритету, которому скоро исполнится два столетия, подарили эрмитажные реставраторы.
— Скорее всего, часы были сделаны для промышленной выставки, чтобы продемонстрировать уровень мастерства работников завода и готовность бороться за место на рынке производства и изготовления башенных часов, — рассказывает заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных инструментов Михаил Гурьев. — В 1829 году завод выполнил первый заказ для Преображенского собора на улице Пестеля и поставил там свои часы. Года через два-три их заменили на английские, сделанные примерно по тому же типу, но более простые, без дополнительных функций. На Урале была создана действующая модель — конструктор, из которой можно сделать часы с одним циферблатом, двумя или тремя. Можно сделать, чтобы они били четверти на колоколах или звонили на гонгах. Все это заложено в конструкции, не все реализовано до конца, но дает представление о возможностях. Внешне часы отделаны лучше, чем было принято в башенных механизмах. Полированный металл, сочетание темной стали и латуни. Красивая, экспозиционная вещь, олицетворяющая движение времени.
Сохранились сведения о поступлении часов в коллекцию историко-бытового раздела Русского музея в 1931 году. Весной 1941‑го они влились в коллекцию русского отдела Эрмитажа, больше шестидесяти лет стояли нетронутыми. В 2004 году Эрмитаж отозвался на призыв московского Политехнического музея, который собирал выставку, посвященную 600‑летию установки первых башенных часов на Руси. Тогда изделие Пожевского завода достали из Каретного сарая, почистили. Это был первый этап их реставрации.

В целом на восстановление памятника ушло с перерывами полтора года. В намеренно усложненной, чтобы показать мастерство изготовителей, системе было непросто разобраться — что не установлено изначально, что утрачено со временем.
Механизм, управляющий системой башенных часов более ста килограммов весом, исторический. Циферблат реконструирован, стрелки сохранились частично. Маятник, гири и отлитые на одном из уральских предприятий колокола — современные изделия. Реставраторы создали электрическую систему автозавода механизма.
Башенные часы не единственная новость для посетителей Реставрационно-хранительского центра (РХЦ). В экскурсионный маршрут вошел еще один пункт — хранилище западноевропейской живописи XVI – XX веков.

В отличие от открытых фондов карет, мебели, костюмов, скульптуры этот фонд — закрытый. Впервые музей показывает, как работают хранители.
Современное оборудование позволило разместить в небольшом пространстве — два совмещенных помещения — почти 1500 картин XVI – XX веков разных европейских школ живописи. Этот фонд можно назвать запасным, там хранятся произведения, условно говоря, второй очереди. Прежде всего это работы, сохранность которых не позволяет включить их в постоянную экспозицию из‑за необходимости реставрации. Авторство некоторых картин неизвестно или утрачено, что предполагает проведение научных исследований по их атрибуции. Часто оба этих условия относятся к одному и тому же произведению.
Хранилище западноевропейской живописи переехало из Зимнего дворца в РХЦ в 2003 году одним из первых. За это время здесь привели в порядок много работ, которые попали на временные выставки и даже в постоянную экспозицию. Хранилище размещалось рядом с мастерскими лаборатории научной реставрации станковой живописи, но не входило в экскурсионный маршрут. Теперь у посетителей появилась возможность увидеть, как хранят и изучают живопись в музейных фондах научные сотрудники.
Показ хранилища западноевропейской живописи XVI – XX веков проводится в составе обзорных экскурсий два раза в месяц.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7371) от 10.03.2023 под заголовком «Новая жизнь башенных часов».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 10 июня
Вернисаж: выставки в Петербурге с 10 июня
Последний адрес Куинджи
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии