В Петербурге представили книгу «Письма на фронт из лета 1943‑го»

В Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда представили книгу «Письма на фронт из лета 1943‑го». В ней опубликованы письма, найденные почти полтора десятка лет назад участниками поискового отряда «Нарва» на Синявинских высотах. Примерно там, где теперь расположена птицефабрика. Письма находились в ящике из‑под пулеметных лент и удивительным образом хорошо сохранились. Пусть даже чернила местами выцвели, типографская краска на почтовых карточках поблекла, а многие треугольники были порваны и пахли дизельным топливом и землей. Когда письма удалось высушить и частично прочитать, поисковикам стало ясно, что перед ними — редчайшая находка.

В Петербурге представили книгу «Письма на фронт из лета 1943‑го» | Одно из найденных писем было адресовано старшему сержанту Александру Грищенко. Ему писал брат, тоже сражавшийся на фронте. Александр прошел всю войну, вернулся домой в Томскую область, работал директором школы, а потом учителем начальных классов./Репродук

Одно из найденных писем было адресовано старшему сержанту Александру Грищенко. Ему писал брат, тоже сражавшийся на фронте. Александр прошел всю войну, вернулся домой в Томскую область, работал директором школы, а потом учителем начальных классов./Репродук

Письма были отправлены из самых разных мест — Подмосковья, Читы, Воронежа, Алтая, Башкирии, Казахстана… Простые вести из дома, приветы, слова поддержки и надежды на будущую встречу. Как выяснилось, почти все письма были адресованы бойцам и командирам 219‑го стрелкового полка 11‑й стрелковой дивизии Ленинградского фронта.

Однако долгое время было не очень понятно, как распорядиться находкой. Были попытки выложить сканы писем в Интернет и попробовать найти потомков авторов, но дело двигалось очень медленно. До тех пор, пока письмами не заинтересовались участники оренбургского военно-патриотического поискового клуба «Патриот» Надежда Черепова и Николай Журавлев. Послания из прошлого их настолько поразили, что они, будучи по образованию артистами, задумали региональный проект, в котором смогли бы проявить себя их оренбургские коллеги.

Сначала нам хотелось просто «озвучить» письма. А потом, когда мы уже начали заниматься записью первых аудио- и видеороликов, решили найти родственников и передать им эти весточки. Так родился проект «Письма с фронта», которым мы занимаемся уже пять лет, — рассказала Надежда Черепова, магистрант и руководитель театральной студии Московского городского педагогического университета.

Поначалу в распоряжении оренбургских поисковиков было полсотни писем, которые можно было прочитать без особого труда. Но было еще около ста посланий, нуждавшихся в расшифровке. Письма размачивали, реставрировали… Тем временем видеоролики, разлетевшиеся по Интернету, нашли отклик у большого числа людей, а главное — удалось найти родных и близких некоторых бойцов.

письмо Грищенко2.jpg

Репродукция. ФОТО автора

С помощью документов Центрального архива Министерства обороны участники проекта стали выяснять судьбы бойцов. Оказалось, что примерно половина погибли на полях войны. Многие — там же, на Синявинских высотах. Как, например, боец Федор Мымрин, павший 27 июля 1943 года и так и не получивший письмо из дома.

Вот фрагмент из него (в орфографии оригинала): «Спешу писат своему мужу Фодору Адревичу свои горячй привет жалаю всего хорошава втвоеи текучи жызни затем кланеются своему папе сыночки Коля и Шура и жалают всего хорошова в папиной жызни… Я нынше всю зиму прожила в городе работала от колхоза а тепер я нахожусь дома работаю конухом кормлу 11 лошадей…».

Письмо написала Федору Мымрину его жена Мария Алексеевна. Жили они в Сарапуле на Волге. Как рассказали поисковики, удалось найти внучек бойца, они и сегодня живут в Сарапуле, помнят бабушку Марию и ее рассказы о муже, который так и не вернулся с войны…

Еще одно послание было адресовано Гавриилу Зоркову, призванному в армию из Челябинской области. Писала ему жена Александра: «Добрый день, дорогой Гавря. Кланяемся мать, жена и дети… и желаем быть здоровым. Гавря, получила я твои два письма и очень была рада. Гавря, пишешь ты, что меньше на базар молока вози. Я и так его не вожу, только ездила раз, и все. Семью как‑то надо обуть, одеть, не одна я живу, а сам знаешь, сколько их…».

Письмо было датировано 22 июля 1943 года, но получить его Гавриил Зорков не успел: не хватило всего нескольких дней. Он погиб 26 июля. Без отца остались пятеро детей, которых поименно перечисляет в письме его жена. Поисковикам удалось найти самую младшую дочь бойца, Александру.

Говорят, я из всей семьи больше всего похожа на отца. Иногда смотрю на себя и вижу его черты, — рассказала Александра Гавриловна. — И даже в детстве меня звали Гавря Зорков: так сильно похожа была на него…

В книге «Письма на фронт из лета 1943‑го», подготовленной Надеждой Череповой и Николаем Журавлевым и изданной в прошлом году в Оренбурге, на более чем пятистах страницах опубликованы сканы писем, в том числе иногда собранные буквально по клочкам. Рядом — их расшифровка с сохранением авторской орфографии и пунктуации, а также рассказ о судьбах людей.

Поисковики отправляют книги потомкам тех бойцов, до которых летом 1943‑го так и не дошли письма. Оригиналы фронтовых треугольников переданы в Музей обороны и блокады Ленинграда. Но исследовательский проект на этом не закончен, поиск родственников адресатов продолжается.

#книга #музей #письма

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7153) от 19.04.2022 под заголовком «Неполученные письма».


Комментарии