В Петербурге представили Digital-проект «100-летие Филармонии»
«Музыкальный отдел полагает, что музыке естественно суждено совершить светлое действие обновления в деле устроения жизни народов. Извечно музыка была мятежной сжигающей стихией и творчески формирующей силой... Только пребывая в состоянии музыки, человек существует...» Цитата из постановления Музыкального отдела Наркомпроса 1918 года. Этот и еще множество других материалов об истории петербургской Филармонии можно увидеть и прочитать на страницах нового цифрового проекта, подготовленного командой специалистов во главе с Ириной Родионовой.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– Десять лет назад, когда мы отмечали 90-летие Филармонии, мне удалось отыскать исторические документы, которые позволили увидеть нашу организацию с совершенно другой стороны. Тогда и родилась идея раскрыть историю Филармонии для широкой аудитории. Сейчас появилась хорошая мода на образовательные проекты, и я очень надеюсь, что у нашего исторического сайта будет достаточно большая аудитория, – сказала Ирина Родионова на презентации Digital-проекта «100-летие Филармонии» в Интерфаксе.
Это цифровая летопись Филармонии. Сейчас уже оцифрованы документы, рассказывающие о ста сезонах Большого зала и почти стольких же – Малого. Из-за технических проблем на сайте пока удалось разместить лишь 15. Но, как заметила Ирина Родионова, эти 15 включают почти полторы тысячи статей.
Наша Филармония была основана 13 мая 1921 года по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского. Документ «О Государственной филармонии Петрограда» – своеобразное свидетельство о рождении этой первой филармонии в стране. Она была преемницей музыкальных обществ России. Оркестр возник «на базе» Придворного оркестра, учрежденного по велению императора Александра III в 1882 году. Разместилась Филармония в красивейшем зале Дворянского собрания, построенного по проекту Карло Росси в 1839 году.
Первые слушатели вошли сюда 12 июня 1921 года. Сохранилась историческая афиша первого концерта, в котором прозвучали сочинения Петра Ильича Чайковского. За пультом в тот вечер стоял главный дирижер и первый директор Филармонии Эмиль Купер.
Тогда начала формироваться особая филармоническая публика. Даниил Гранин, который сам был завсегдатаем симфонических концертов, говорил, что, прогуливаясь в фойе, узнает в лицо многих таких же постоянных слушателей: «Симфонические концерты – это для питерских людей самое лучшее из возможных наслаждений».
Публику терпеливо воспитывали. Уже в середине двадцатых годов появились абонементы. Как рассказала Ирина Родионова, не только в каждой городской газете, но и в каждой заводской многотиражке печатались рецензии и заметки о концертах. Писали их не только профессионалы, но и «критики из народа». Увидеть некоторые из таких откликов можно на сайте в подборке прессы за первые сезоны.
Кроме редких исторических документов, биографий музыкантов и дирижеров на сайте можно увидеть афиши и программы концертов, послушать лекции. И даже «посетить концерт», отзвучавший давным-давно: на многих афишах есть такая опция. Архив будет пополняться, работа по наполнению сайта идет постоянно.
Заместитель худрука Филармонии Евгений Петровский подвел некоторые итоги ковидного сезона:
– За время пандемии мы, увы, потеряли часть слушателей. Ведь среди нашей постоянной публики много пожилых людей, а с началом пандемии они перестали бывать на концертах, опасаясь за свое здоровье. Из-за закрытия границ и финансовых потерь мы отказались от многих гастрольных концертов. К большому сожалению, мы вынуждены были отменить в минувшем декабре наш главный фестиваль «Площадь искусств». Первой ласточкой, прорвавшей «ковидную блокаду», стал французский пианист Люка Дебарг, который выступил с сольным концертом 8 марта, – рассказал он.
И все же, несмотря на все сложности, 100-летие Филармонии начали отмечать еще в прошлом году. Уже концерт по случаю открытия нового сезона, который, по традиции, начался 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, был посвящен юбилею. Все это время идут концерты из цикла «Филармония – 100». Из ближайших событий Евгений Петровский выделил XV международный фестиваль «Музыкальная коллекция», который пройдет с 26 мая по 1 июля.
А 12 июня состоится концерт, в котором, как и 100 лет назад, прозвучат произведения Чайковского: «Патетическая симфония», скрипичный концерт и «Франческа да Римини». Век истории петербургской Филармонии закольцуется, как сонет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (6927) от 20.05.2021 под заголовком «Я слушаю музыку – я существую!».
Комментарии