В Петербурге открывается выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX в.в.»

Беспрецедентная по масштабам и замыслу выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков» (6+) откроется 6 июня для публики в Мраморном дворце Русского музея. Этот уникальный проект входит в культурную программу 27‑го Петербургского международного экономического форма. На основе более чем 200 экспонатов из собрания музея проект впервые представит многогранную деятельность отечественных купцов и промышленников, которые развивали торговые, экономические, логистические связи на огромных просторах Российской империи.

В Петербурге открывается выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX в.в.»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Многие из купцов и промышленников прославились как крупнейшие благотворители, строившие храмы, открывавшие больницы и библиотеки, пополнившие своими коллекциями произведений искусства собрания лучших музеев России. Семейства горнопромышленников Строгановых, происходивших из поморов, и Демидовых, потомков тульского кузнеца, известны всем. Имена купцов Василия Кусова и его сыновей Ивана и Алексея знают сегодня немногие. И вряд ли неспециалисты слышали про купцов братьев Григория и Ивана Варгиных, Петра Ларина и Василия Баранова. О них и многих других людях, которые трудились во славу России, рассказывает проект.


photo_5402265961932905660_y.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Наша выставка призвана привлечь внимание к тем сословиям русского общества послепетровского времени, которые решительно повлияли на развитие всех сфер жизни Российской империи, прежде всего экономики. Наверное, для участников форума будет важно увидеть эти лица. По­этому портретам уделено большое внимание. Традиции меценатства и благотворительности, заложенные почти 300 лет назад, не прерываются. Сегодня крупнейшие культурные события, в том числе в музеях, происходят благодаря таким людям. Невозможно, да и неправильно делать такие события только за бюджетный счет. Любой музей должен находить и привлекать меценатов. Крупный бизнес уже осознал, что им такая деятельность необходима не меньше, чем самим учреждениям культуры. В этом глобальная идея этой выставки, — подчеркнула Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Как отметил заместитель генерального директора ГРМ по научной работе Григорий Голдовский (на снимке), органично соединить биографии купцов, промышленников, меценатов с историей развития отечественного искусства во всем его многообразии — задача для художественного музея необычная. И команда ГРМ с ней блестяще справилась, подружив муз истории и изобразительного искусства, научную строгость и занимательный показ.

Представим только некоторые, самые знаковые произведения. Портрет кисти Романа Никитина изображает баронессу Марию Строганову. Она была статс-дамой Екатерины I и по личному разрешению Петра I имела право носить при дворе традиционный русский костюм, в котором и показана художником. Шею баронессы украшает медальон с миниатюрным порт­ретом Петра I. Это была фамильная реликвия Строгановых, она хранилась в их дворце на Невском проспекте. Сама миниатюра авторства монограммиста «СН» сейчас хранится в фондах Русского музея.


photo_5402265961932905658_y.jpg


Алексей Венецианов. «Портрет неизвестного с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» /  ФОТО: Русский музей


Несколько произведений представляют академический русский портрет XVIII века. Яркими примерами стали созданный Луи Токке парадный портрет Никиты Демидова, который состоял в переписке с Вольтером, а также порт­рет купца Саввы Яковлева кисти Мины Колокольникова. Известно, что юный Яковлев приехал в Петербург из Осташкова с «полтиною в кармане и родительским благословением». И стал видным российским предпринимателем. На его средства был построен храм Спас-на-Сенной, который показан на картине Адриана Волкова «Сенная площадь».

Сюрпризом для зрителей будет знакомство с работой Григория Угрюмова, мастера академической исторической живописи. На реалистическом портрете изображен неизвестный купец в полосатом жилете. Они вошли в моду в 1790‑е годы. Произведение художника-любителя Дмитрия Коренева представляет купца Василия Баранова, лицо его персонажа ­излучает достоинство, спокойствие и уверенность в себе.

Золотой век русского искусства представлен чрезвычайно многообразно. Например, работой Романа Волкова. Его персонаж Петр Ларин начинал пастухом, поднялся на рыбной торговле, а на склоне лет предложил проект создания коммерческого училища. Идея получила одобрение Екатерины II.

Орест Кипренский изобразил купцов братьев Кусовых, получивших за свои заслуги потомственное дворянство и герб с девизом: «Трудом и твердостью». На порт­рете художника Ивана Хруцкого показан предприниматель Илья Глазунов. В его типографии было отпечатано первое издание пушкинского «Евгения Онегина».

Алексею Венецианову принадлежит трогательная картина «Портрет неизвестного с газетой «Санкт-Петербургские ведомости». Исследователи установили, что персонаж держит в руках номер от 8 февраля 1807 года. В нем был опубликован приказ Александра I об объявлении благодарности тем купцам, которые профинансировали «составление и вооружение Земского войска».

Василий Тропинин создал порт­рет Александра Сапожникова, которому принадлежала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Этот меценат известен еще и тем, что спас Астрахань от наводнения, пожертвовав мешками с мукой.

На выставке также представлены портрет нефтепромышленника и коллекционера Василия Кокорева, созданный известным художником Карлом фон Штейбеном, и портрет Федора Прянишникова кисти другого известного мастера Сергея Зарянко.

Для полного погружения зрителей в контексты разных эпох Русский музей показывает хрестоматийные произведения на купеческие темы — «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)» Павла Федотова, «Семья купца в XVII веке» Андрея Рябушкина, «Купчиху за чаем» Бориса Кустодиева. Следует обратить внимание на скульптурный портрет Паоло Трубецкого, изображающий знаменитого мецената Марию Тенишеву, московские и нижегородские ярмарочные пейзажи Жерара Делабарта и Алексея Боголюбова.

Публика впервые ознакомится с работой Павла Плешанова, изобразившего своего отца, купца Федора Плешанова, с жанровым портретом «Купец, пьющий чай» Ивана Кудрина. Полотно Александра Каминского «Купец, считающий деньги» стала логотипом выставки. Она поступила в Русский музей несколько лет назад как работа неизвестного художника и была атрибутирована в ходе подготовки выставочного проекта «Для славы всероссийской». Кстати, этот проект представляет несколько портретов неизвестных художников, что дает большое поле деятельности для молодых исследователей отечественного изобразительного искусства. К раритетам относится аллегорическая картина «Иркутская соединительная компания», датируемая концом XVIII века. В то время эта фирма вела торговлю от Петербурга до Калифорнии.

Показ портретов дополняют произведения из фарфора, художественного стекла, памятные медали, мебель, ювелирные изделия, акции и облигации предприятий, произведения исторических народных промыслов.

Выставка будет работать по 5 августа.


#выставка #музей #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7677) от 05.06.2024 под заголовком «Ради блага Отечества».


Комментарии