В Петербурге открывается выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX в.в.»
Беспрецедентная по масштабам и замыслу выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков» (6+) откроется 6 июня для публики в Мраморном дворце Русского музея. Этот уникальный проект входит в культурную программу 27‑го Петербургского международного экономического форма. На основе более чем 200 экспонатов из собрания музея проект впервые представит многогранную деятельность отечественных купцов и промышленников, которые развивали торговые, экономические, логистические связи на огромных просторах Российской империи.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Многие из купцов и промышленников прославились как крупнейшие благотворители, строившие храмы, открывавшие больницы и библиотеки, пополнившие своими коллекциями произведений искусства собрания лучших музеев России. Семейства горнопромышленников Строгановых, происходивших из поморов, и Демидовых, потомков тульского кузнеца, известны всем. Имена купцов Василия Кусова и его сыновей Ивана и Алексея знают сегодня немногие. И вряд ли неспециалисты слышали про купцов братьев Григория и Ивана Варгиных, Петра Ларина и Василия Баранова. О них и многих других людях, которые трудились во славу России, рассказывает проект.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Наша выставка призвана привлечь внимание к тем сословиям русского общества послепетровского времени, которые решительно повлияли на развитие всех сфер жизни Российской империи, прежде всего экономики. Наверное, для участников форума будет важно увидеть эти лица. Поэтому портретам уделено большое внимание. Традиции меценатства и благотворительности, заложенные почти 300 лет назад, не прерываются. Сегодня крупнейшие культурные события, в том числе в музеях, происходят благодаря таким людям. Невозможно, да и неправильно делать такие события только за бюджетный счет. Любой музей должен находить и привлекать меценатов. Крупный бизнес уже осознал, что им такая деятельность необходима не меньше, чем самим учреждениям культуры. В этом глобальная идея этой выставки, — подчеркнула Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.
Как отметил заместитель генерального директора ГРМ по научной работе Григорий Голдовский (на снимке), органично соединить биографии купцов, промышленников, меценатов с историей развития отечественного искусства во всем его многообразии — задача для художественного музея необычная. И команда ГРМ с ней блестяще справилась, подружив муз истории и изобразительного искусства, научную строгость и занимательный показ.
Представим только некоторые, самые знаковые произведения. Портрет кисти Романа Никитина изображает баронессу Марию Строганову. Она была статс-дамой Екатерины I и по личному разрешению Петра I имела право носить при дворе традиционный русский костюм, в котором и показана художником. Шею баронессы украшает медальон с миниатюрным портретом Петра I. Это была фамильная реликвия Строгановых, она хранилась в их дворце на Невском проспекте. Сама миниатюра авторства монограммиста «СН» сейчас хранится в фондах Русского музея.
Алексей Венецианов. «Портрет неизвестного с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» / ФОТО: Русский музей
Несколько произведений представляют академический русский портрет XVIII века. Яркими примерами стали созданный Луи Токке парадный портрет Никиты Демидова, который состоял в переписке с Вольтером, а также портрет купца Саввы Яковлева кисти Мины Колокольникова. Известно, что юный Яковлев приехал в Петербург из Осташкова с «полтиною в кармане и родительским благословением». И стал видным российским предпринимателем. На его средства был построен храм Спас-на-Сенной, который показан на картине Адриана Волкова «Сенная площадь».
Сюрпризом для зрителей будет знакомство с работой Григория Угрюмова, мастера академической исторической живописи. На реалистическом портрете изображен неизвестный купец в полосатом жилете. Они вошли в моду в 1790‑е годы. Произведение художника-любителя Дмитрия Коренева представляет купца Василия Баранова, лицо его персонажа излучает достоинство, спокойствие и уверенность в себе.
Золотой век русского искусства представлен чрезвычайно многообразно. Например, работой Романа Волкова. Его персонаж Петр Ларин начинал пастухом, поднялся на рыбной торговле, а на склоне лет предложил проект создания коммерческого училища. Идея получила одобрение Екатерины II.
Орест Кипренский изобразил купцов братьев Кусовых, получивших за свои заслуги потомственное дворянство и герб с девизом: «Трудом и твердостью». На портрете художника Ивана Хруцкого показан предприниматель Илья Глазунов. В его типографии было отпечатано первое издание пушкинского «Евгения Онегина».
Алексею Венецианову принадлежит трогательная картина «Портрет неизвестного с газетой «Санкт-Петербургские ведомости». Исследователи установили, что персонаж держит в руках номер от 8 февраля 1807 года. В нем был опубликован приказ Александра I об объявлении благодарности тем купцам, которые профинансировали «составление и вооружение Земского войска».
Василий Тропинин создал портрет Александра Сапожникова, которому принадлежала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Этот меценат известен еще и тем, что спас Астрахань от наводнения, пожертвовав мешками с мукой.
На выставке также представлены портрет нефтепромышленника и коллекционера Василия Кокорева, созданный известным художником Карлом фон Штейбеном, и портрет Федора Прянишникова кисти другого известного мастера Сергея Зарянко.
Для полного погружения зрителей в контексты разных эпох Русский музей показывает хрестоматийные произведения на купеческие темы — «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)» Павла Федотова, «Семья купца в XVII веке» Андрея Рябушкина, «Купчиху за чаем» Бориса Кустодиева. Следует обратить внимание на скульптурный портрет Паоло Трубецкого, изображающий знаменитого мецената Марию Тенишеву, московские и нижегородские ярмарочные пейзажи Жерара Делабарта и Алексея Боголюбова.
Публика впервые ознакомится с работой Павла Плешанова, изобразившего своего отца, купца Федора Плешанова, с жанровым портретом «Купец, пьющий чай» Ивана Кудрина. Полотно Александра Каминского «Купец, считающий деньги» стала логотипом выставки. Она поступила в Русский музей несколько лет назад как работа неизвестного художника и была атрибутирована в ходе подготовки выставочного проекта «Для славы всероссийской». Кстати, этот проект представляет несколько портретов неизвестных художников, что дает большое поле деятельности для молодых исследователей отечественного изобразительного искусства. К раритетам относится аллегорическая картина «Иркутская соединительная компания», датируемая концом XVIII века. В то время эта фирма вела торговлю от Петербурга до Калифорнии.
Показ портретов дополняют произведения из фарфора, художественного стекла, памятные медали, мебель, ювелирные изделия, акции и облигации предприятий, произведения исторических народных промыслов.
Выставка будет работать по 5 августа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7677) от 05.06.2024 под заголовком «Ради блага Отечества».
Комментарии