В Петербурге открывается фестиваль «Текст в контексте»

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения писателя Евгения Шварца. Век не срок для такого таланта. Его пьесы «Обыкновенное чудо», «Снежная королева», «Тень», «Дракон» и другие сказки присутствуют в репертуаре десятков, если не сотен театров по всей стране.

В Петербурге открывается фестиваль «Текст в контексте» |

Снятые по его сценариям фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон Кихот» стали классикой отечественного кино. Уже классика и многие фильмы Марка Захарова по мотивам его текстов.

Образ доброго волшебника, сказки которого всегда заканчиваются хорошо (с детства терпеть не мог печальных финалов), становится сложнее, объемнее, живее – стоит почитать дневники Шварца. Подобно многим интеллигентам «из бывших», он с юных лет вел дневники. Часть – сжег перед эвакуацией из блокадного Ленинграда. Но после войны возобновил свое занятие. Сейчас, к счастью, дневники изданы.

Итак, про сказки, его «фирменный» жанр, читаем: «Искусство вносит правильность, без формы не передашь ничего, а все страшное тем и страшно, что оно бесформенно и неправильно. Никто не избежит искушения тут сделать трогательнее, там характернее, там многозначительнее. Попадая в литературный ряд, явление как явление упрощается. Уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше».

Читатели (и зрители) Шварца знают: в его сказках нет сладости и приторности. А страшное – есть.

«Для сказки может пригодиться – деревня, где вечно дует северный ветер. Избы выгнулись, как паруса, и стволы деревьев выгнуты, и заборы», – фиксирует он в дневнике возникший образ. Да это же про нас, про наше пространство, где вечно холодно и в прямом, и в переносном смыслах.

С Петербургом – вернее, Петроградом и Ленинградом – связаны многие годы жизни писателя. Приехал он в город в 1921 году, из Ростова-на-Дону, с труппой Театральной мастерской. Здесь вошел в литературу. Познакомился с «Серапионовыми братьями». Работал редактором детского отдела Госиздата и издательства «Радуга». Здесь началось его сотрудничество с театрами, прежде всего с Театром Комедии.

Один из главных адресов Евгения Шварца в Петербурге – Писательский дом на канале Грибоедова. Вернее, у этого домины – три адреса: набережная канала Грибоедова, 9, Малая Конюшенная, 4/2, и Чебоксарский переулок, 2. Вход в государственный литературный музей «XX век» – из переулка. Он находится в квартире, где жил Михаил Зощенко. Евгений Шварц жил в другом парадном – по диагонали через двор. Его квартира была самой маленькой в доме – всего 23 квадратных метра. Здесь Шварц написал свои самые знаменитые пьесы: «Тень», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева», «Дракон». И сценарий «Золушки».

Музей – один из организаторов фестиваля «Текст в контексте», посвященного юбилею Шварца. Главное его событие – выставка «Шварц. Человек. Тень» в Театре Комедии. Откроется она сегодня в зрительском фойе четвертого этажа и продлится до 11 января.

Можно сказать, что это продолжение выставки, посвященной 120-летию Николая Акимова, расположенной на третьем этаже театрального здания. Там есть раздел «Акимов – Шварц», а также выставлен воссозданный макет к оригинальному акимовскому спектаклю «Дракон» (который сделал сам Акимов вместе с макетчиком Алексеем Сологубом). Теперь, специально к юбилею Шварца, театр изготовил макеты к спектаклям Шварца «Тень» и «Дракон» текущего репертуара.

Выставка – летопись жизни Шварца. Она основана на документальных материалах и подлинных вещах из собрания Театра Комедии, фондов Театральной библиотеки и литературного музея «XX век», личной коллекции внучки Шварца Марии Крыжановской. Поданы эти материалы в театрализованной, игровой форме – мы словно видим спектакль о жизни писателя, который разыгрывается в специально созданных к выставке «декорациях»: рабочий кабинет, детский отдел Госиздата, Писательский дом на канале Грибоедова, 9...

«Вы не знаете, что живете в совсем особенной стране. Все, что рассказывают в сказках, все, что кажется у других народов выдумкой, – у нас бывает на самом деле каждый день», – говорит героиня пьесы Евгения Шварца «Тень». Пьесу Шварц писал в 1937 – 1940 годы специально для Театра Комедии по заказу Акимова. Премьера состоялась 11 апреля 1940 года. А вскоре спектакль был снят с репертуара, так как в нем «сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире». В общем, понятно – тайная полиция, людоеды, отрубленная голова...

Лишь в эпоху хрущевской «оттепели» Акимов вернулся к пьесе. Премьера состоялась 19 ноября 1960 года. Успех был огромен. Акимов говорил, что «Тень» для Театра Комедии – это как «Чайка» для МХАТа или «Принцесса Турандот» для Вахтанговского театра. По сей день новый сезон в театре открывается спектаклем «Тень» (сейчас он идет в режиссерской версии Татьяны Казаковой).

В репертуаре театра сейчас еще два спектакля по Шварцу – «Дракон» и «Золушка». Их можно увидеть 21, 22 и 23 октября – в честь 125-летия Евгения Шварца.

В фестивале участвует и «Ленфильм». На киностудии сейчас открыта выставка, на которой демонстрируются костюмы и реквизит из фильмов «Золушка», «Тень», «Снежная королева»...

Евгений Шварц стал одним из героев спектакля Pop-up театра Семена Александровского «Любовные письма». Когда он познакомился с Екатериной Ивановной Зильбер в мае 1928 года, оба были несвободны. Чтобы быть вместе, обоим пришлось разорвать семейные узы. Они прожили почти 30 лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» посвящена ей. Шварц умер 15 января 1958 года – сердце. Ему было всего 62 года. Говорят, что его последние слова были обращены к жене: «Катя, спаси меня».

После его смерти она прожила пять лет, привела в порядок его дела, поставила на могиле крест из белого мрамора, потому что Шварц был верующим, а потом добровольно ушла из жизни. Просто не смогла жить без него.

#фестиваль #писатель #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7035) от 21.10.2021 под заголовком «Где дует северный ветер».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?