В Петербурге открыты две выставки Гавриила Лубнина — в галерее «Борей» и KGallery
В рамках проекта «Взлет Посадка Жизнь Загадка» (14+), о котором наша газета уже писала, были открыты еще две выставки Гавриила Лубнина — в галерее «Борей» и KGallery.
ФОТО laura adai on Unsplash
Этот проект посвящен памяти петербургского художника, музыканта и поэта, чьи ироничные работы так органично вплелись в городской фольклор, что иногда их путали с народным творчеством. Лубнин ушел из жизни осенью 2023 года. И, как рассказывает Сергей Васильев, директор музыкальной группы «Аукцыон», один из кураторов проекта, друзья художника приложили все усилия, чтобы собрать и сохранить его наследие. Им удалось выявить более тысячи работ (рисунков, картин, коллажей), хранящихся сейчас в частных коллекциях, и пять десятков песен, которые до сих пор не издавались. Так родился проект «Взлет Посадка Жизнь Загадка». Он включил в себя три выставки и концерт.
Первой открылась экспозиция в Шереметевском саду Фонтанного дома, о которой «Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали. Затем публике представили свой взгляд на творчество Лубнина галерея «Борей» и KGallery, в которой выставка закроется 18 июня.
В первой картины, рисунки и коллажи художника разместили вполне традиционно: каждой выделено свое место, каждая снабжена этикеткой. Во второй к вопросу подошли более иронично — в духе автора. В KGallery холсты, листы и работы на дереве укрепили на строительной сетке в несколько рядов, а подписывать не стали (как в музейном хранилище). Зато выстроили из них своего рода истории, сюжетные… не то чтобы линии, но кружева.
Скажем, на одной стене из картины в картину повторяется один и тот же мотив — маленькая машина едет и едет вперед. Пейзажи сменяют друг друга, машина остается (хотя и оборачивается то грузовиком, то легковушкой). И в конце концов приезжает на море — огромное, синее. Над ним — чайки и самолеты. В нем — пароходы и утлые челны.
Отдельный уголок отведен игрушкам в картинах Лубнина, другой — креветкам, которые тоже часто встречаются у художника, третий — яичнице-глазунье, кочующей с холста на холст. В самом последнем зале была представлена серия странных картин-загадок. Их объединяет черный фон и глаз, который на каждой играет новую роль. Вот он лежит в детской коляске, качается на качелях, закатился в песочницу. Вот, видимо, повзрослел, соорудил множество полезных и не очень механизмов, потом за ним пришла смерть. Но и под ее косой это загадочное око (око художника?) остается живым.
Главное место было отдано живописи и графике (тут и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и даже ню). Демонстрировались авторская книга «Жил-был итальянец», игрушки из дерева и картона, галстук, расписанный по мотивам сказки «Доктор Айболит». И, конечно, можно было послушать песни Лубнина — те, которые еще не известны широкой публике.
В KGallery кураторы создали цельное, полное смыслов и иронии пространство. В «Борее» посетителю предлагали всмотреться в каждую из работ персонально. Вычленить любимые сюжеты и любимых персонажей художника: море, застолье, рыбы, коты… Изучить его манеру живописи и рисунка. В них мало чистых красок и линий, зато отчетливо ощущается темперамент, жар сердца автора. Порой ирония перетекает в сарказм, но внутренний огонь, водивший рукой Лубнина, остается всегда. Может быть, именно в нем и кроется секрет обаяния его творчества.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7688) от 21.06.2024 под заголовком «Жил-был художник».
Комментарии