В Петербурге открылся X международный фестиваль «Опера – всем»
Оперой «Искатели жемчуга» Бизе открылся X международный фестиваль «Опера – всем». Музыкальными и природными стихиями управлял за дирижерским пультом Фабио Мастранджело.
ФОТО Юлии ЧОПОРОВОЙ
В этом году публике было предложено следить за событиями по онлайн-трансляции. Многие по привычке все же кинулись к «намоленному месту» – к Елагину дворцу-красавцу, но были вынуждены уйти ни с чем, встреченные охраной у ограды. Хотя ближе к финалу после проливного дождя на заветную лужайку сумели проникнуть случайные посетители ЦПКиО им. С. М. Кирова.
Вместо обычных сотен любителей оперы в этот раз можно было наблюдать лишь несколько десятков приглашенных. Они просидели под дождевиками и зонтами весь ливень почти час длиной. Спектакль, а вместе с ним и трансляцию начали вовремя, но действие успело продлиться всего лишь двадцать с небольшим минут перед началом дождя. Музыканты оркестра театра «Мюзик-холл» попытались еще немного продержаться и поиграть под зонтиками, но грозящий ремонт инструментов заставил остановить игру.
Те, кто бывал на знаменитом фестивале в Арена ди Верона, знают, что даже после скромных капель дождя музыкантов мгновенно смывает из оркестровой ямы. На одном из таких фестивалей с участием Пласидо Доминго публика была готова ждать два часа, пока приступы дождя прекратятся, но он так и не перестал, и «Аиду» Верди со звездным составом исполнителей в тот вечер отменили. «Искателям жемчуга» угрожала подобная участь, однако кто-то, вероятно, очень усердно молился индийским богам, и солнце в итоге выкатилось из-за туч, позволив действу продолжиться.
А оно того стоило. Прежде всего было кого слушать.
К декорациям художницы Юлии Гольцовой на фестивале привыкли, как к погоде. От них не ждут ничего сверхъестественного, но всякий раз ее композиции подкупают незамысловатой практичностью, простотой и доступностью выбранных символов для всех возрастов и интеллектов и особенно удобством эксплуатации и соответствием формату телевизионной картинки. В этот раз были выбраны цвета бирюзы, золота, песка и кораллов с добавлением орнамента рыбьей чешуи. Белый цвет лестниц и стен напоминал о белоснежном мраморе. Эта цветовая гамма отразилась и в костюмах главных персонажей и хора, которым пришлось еще и время от времени перебрасывать жемчужины в форме больших надувных мячей – так, чтобы оправдать название оперы на все сто.
Центром декорационной конструкции, которая не менялась от начала до конца постановки согласно требованиям прямой трансляции, был золотой храмовый купол, больше похожий на сосуд, из которого вот-вот должен вырваться джинн. Но в тот вечер было не до спецэффектов. Зато ливень и окружавшая растительность создавали иллюзию попадания на Цейлон как раз в сезон дождей... Двух неразлучных в детстве друзей разлучила страсть к красавице Лейле, жрице Брахмы, отрекшейся от любви, но ее не потерявшей и от нее в финале пострадавшей. Надир так и остался бедным ловцом жемчуга, а Зурга – зажиточным вождем этих ловцов. Решивший из удушающего чувства ревности послать двух любящих Надира и Лейлу на казнь, он сам погибает в огне финального пожара (признаком которого в спектакле стал жидкий дым, заволокший хор). Хореограф Константин Чувашов создал изящные движения для женского хора, ограничившись перетоптываниями для хора мужского.
Режиссер Виктор Высоцкий зачем-то ввел мимическую пару «туристов из Европы», которые как бы наблюдали за происходящим со стороны, ведя дневник, но в остальном, скорее, мешали зрителям, отвлекая от пения. А послушать было кого – от сладкоголосой Лейлы в исполнении сопрано Лауры Меенен до чувственного лирического баритона Владимира Целебровского в партии брутального Зурги. Был найден и нежный тенор Клима Тихонова для того, чтобы отдать этот голос простодушному Надиру, чей минорный меланхоличный романс является главным хитом оперы. Певцу, которому пришлось оставаться полураздетым в не слишком жаркий вечер, далеко не всегда хватало дыхания для наполнения вокальной линии. Но его Надир обескураживал чистотой и искренностью интонаций. Лаура Меенен своим тембром, манерой, несуетностью артикуляции напоминала о лучших годах оперного искусства начала второй половины ХХ века. Словно доказывала, что крупные жемчужины можно находить и в веке XXI, стоит только захотеть.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (6978) от 02.08.2021 под заголовком «Блеск жемчуга после дождя».
Комментарии