В Петербурге открылся первый фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства
Первый фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства «Цифровая механика» открылся в Центре Сергея Курехина. Работы двадцати художников приоткрывают окно в миры мэппинга и виджеинга, генеративной графики и кинетических инсталляций, метавселенных и видеоигр.
ФОТО автора
Как рассказала нашей газете Ксения Макаренко, куратор выставочной программы фестиваля, «цифровое искусство перестало быть спецэффектом, оно стало новым окружением человека. Постоянное совершенствование технологий делает это искусство увлекательным и изощренным, но тщетны попытки его систематизировать. Проект «Цифровая механика» — фиксация фрагмента этой вселенной, находящейся в бесконечном конструировании самой себя».
Центральное произведение на выставке — «Виртуальный Центр Курехина», разработанный Дмитрием Роткиным при поддержке сотрудников реального центра. Посетители попадают в ожившую 3D-модель здания, которое сейчас строится на Васильевском острове. Можно прогуляться по залам, посмотреть экспозицию, посвященную Сергею Курехину, а также цифровую версию выставки «Дерево — искусству. Сопротивление материала», которая состоялась минувшим летом во временном пространстве центра на Лиговском проспекте. Девизом цифрового путешествия являются слова Курехина: «Все время хочется невозможного». Но строительство Центра Курехина продолжается, несмотря на всем понятные сложности. Он становится возможным. Цифровая версия будет постоянно совершенствоваться. Ее авторы намерены предложить свою разработку музеям и арт-центрам в регионах. Если они «загрузят» свои выставки и экспозиции, то получат возможность ознакомить с ними огромную аудиторию Интернета.
Видеоигру «Ты никогда не узнаешь меня» придумала видеохудожник и куратор Катя Михатова. Задача зрителя с помощью джойстика найти в виртуальном зеленом лабиринте изображения 40 произведений 20 художников — Анны Андржиевской, Стаса Багса, Максима Свищева и других. Смысл названия в том, что в игру загружены как известные работы, так и никогда не выставлявшиеся.
Елена Власова создала видео «Сад летающих камней» — фантазию о природном мире в отсутствие человека. По словам автора, в ее работе «природа перестает быть знакомым безмолвным пейзажем на фоне человеческой жизни, однозначным в своей материальности. Новый мир мы едва узнаем и пытаемся его разгадать». Этот сад можно воспринимать как образ современного цифрового искусства, в котором дистанция между творцом и зрителем минимальна. Оба являются путешественниками в неведомый мир.
В дни работы фестиваля состоятся лекции, «круглые столы» о новых технологиях в искусстве, кураторские экскурсии по выставке, аудиовизуальные перформансы и спектакли. О своей работе с художниками расскажут сотрудники медиацентров Русского музея и ГМИИ им А. С. Пушкина. С программой фестиваля, который продлится по 27 ноября, можно ознакомиться на сайте Центра Курехина.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7292) от 08.11.2022 под заголовком «Найти ключик к «цифре»».
Комментарии