В Петербурге открылся музей-квартира «Коммуналка»

Этот музей открылся совсем недавно, накануне Нового года. И принимал экскурсии даже в новогоднюю ночь. Расположен он на канале Грибоедова, между Домом книги и Итальянским мостом. «Музей-квартира «Коммуналка» — гласит табличка у входа.

В Петербурге открылся музей-квартира «Коммуналка» | «Обитательница» этой комнаты — портниха Фаина Егоровна Глазунова, из «бывших»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Обитательница» этой комнаты — портниха Фаина Егоровна Глазунова, из «бывших»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Изначально нам хотелось создать музей советского быта: ностальгия сегодня в моде, — рассказывает его руководитель Роман Анисимов. — Но когда мы с коллегами посмотрели спектакль «Зойкина квартира», то решили сделать именно музей коммунальной квартиры. Дело оставалось за малым — найти подходящее помещение и наполнить его подлинными историями…

По словам Романа, когда он впервые оказался в этом подвале старого доходного дома на бывшем Екатерининском канале, в нем были белые холодные стены и совершенно мертвое пространство. Хотя люди ушли отсюда совсем недавно, они жили здесь до середины 1990‑х годов. И трудно было поверить, что в эти стены удастся вдохнуть новую жизнь.

Коммуналка4_С.jpg

Количество звонков на входной двери, как правило, равнялось количеству комнат. Если кнопка была одна, то соседи заранее договаривались, сколько раз звонить каждому из них./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Всю минувшую осень мы трудились почти круглосуточно: приходили в восемь утра, уходили в три часа ночи, — говорит Роман. — Сначала пытались привлечь профессиональных мастеров, но вскоре поняли, что они привыкли делать евроремонт, чтобы все было ровно и гладко. А нам надо было не просто отремонтировать помещения, но еще и «состарить» их. Поэтому мы сами красили стены и клеили обои, пытаясь воссоздать атмосферу жилой квартиры.

В этом музейном пространстве практически все предметы подлинные, вплоть до хозяйственного мыла и рулонов туалетной бумаги. Даже обои, которыми оклеены стены, — настоящие советские. Два рулона доставили из Краснодара, несколько коллега обнаружил в старых запасах на даче.

— Легко ли было собрать экспонаты? — спрашиваю Романа.

— Трудно, — отвечает он, — но процесс увлекал. Искали в Интернете, по знакомым. Есть предметы, которые нам дарили жители, узнав, что мы создаем такой музей. Что‑то мы приносили из дома, поэтому здесь много семейных реликвий. Я сам жил в коммунальной квартире на Большой ­Подьяческой улице, пока наш дом не расселили. Поэтому здесь много предметов из нее, в том числе дореволюционные книги и фотографии из домашнего архива.

Коммуналка3_С.jpg

И на общей кухне у каждого из квартирантов  был свой уголок./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


У входа — едва ли не самые старинные экспонаты: укрытые стеклом экземпляры дореволюционных газет «Петроградские ведомости» и «Петербургский листок». Музей рассказывает об истории коммунального быта начиная с царских времен, когда бедный люд был вынужден снимать комнаты и даже углы. После революции, когда началось «уплотнение», коммунальных квартир стало гораздо больше. В них оказывались люди совершенно разные — богатые и бедные, образованные и безграмотные…

— Персонажи нашей музейной коммунальной квартиры — одновременно и собирательные, и конкретные, — говорит экскурсовод Екатерина Гомес. — «Обитательница» первой комнаты — Фаина Егоровна Глазунова. Историей семьи и личными вещами прабабушки поделилась ее правнучка. Фаина Глазунова была женой купца третьей гильдии. Семья была состоятельной, держала галантерейные лавки и типографии. Пос­ле революции Фаине Егоровне пришлось стать портнихой, и именно предметы, связанные с этим родом деятельности, наполняют помещение.

Ее сын Алексей во время войны водил полуторку по ладожской Дороге жизни, его жена Нина была бойцом МПВО. В экспозиции представлены их награды, в том числе медали «За оборону Ленинграда». Вмес­те с Алексеем фронт прошла его балалайка, и теперь она тоже стала экспонатом…

— В соседней комнате коммунальной квартиры «живет» учительница русского языка и литературы, — продолжает Екатерина Гомес. — Здесь все подлинное. На столе — школьные тетрадки, сочинения, дневник с оценками… Все материалы передала наша сотрудница Татьяна Алексеевна Строганова. Ей восемьдесят лет, она и сегодня работает экскурсоводом, сама участвовала в подготовке экспозиции.

Завершается экскурсия на коммунальной кухне. Гос­тей ждет чаепитие с баранками и «Ленинградскими» конфетами. За чашкой чая, естественно, начинаются душевные разговоры. Кому‑то интересно вспомнить свой опыт жизни в коммуналке, а кому‑то просто любопытно погрузиться в совершенно неведомый быт…

— Не так давно мне довелось пожить в коммунальной квартире — в районе Советских, бывших Рождественских, улиц, — говорит Гомес. — Запомнились колоритные соседи вроде корейского повара и «коренных» жителей, которые всех «строили» и призывали к порядку. Вообще свою жизнь в коммуналке я вспоминаю с юмором и теплом…

Музей планирует прирасти еще одним помещением — «комнатой фотографа» в одном из домов возле Исаакиевской площади. В дальнейших планах — создание автобусной экскурсии по доходным домам и коммунальным квартирам.

Читайте также: 

Как создавалась выставка «Застывшие в волнах»: рассказ автора Вячеслава Волкова

В Детском музейном центре Новгородского музея-заповедника открылась выставка «Путешествие сквозь века: город под ногами»




#музей #коммуналка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (8088) от 11.02.2026 под заголовком «Коммуналка в стиле ностальжи».


Комментарии