В Петербурге открылось новое культурное пространство «Охра»

В Петербурге открылось новое культурное пространство «Охра». Его организаторы ставят перед собой задачу показать публике, чем занимаются отечественные художники, работающие на стыке физической и виртуальной реальности, традиционных и компьютерных технологий. Для дебюта были выбраны выставки «Да новым мирам!» (12+) Надежды Бей и «Между диваном и телевизором» (12+) Романа Ходырева.

В Петербурге открылось новое культурное пространство «Охра» | Роман Ходырев. «Счастье» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Роман Ходырев. «Счастье» / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал нашей газете Владимир Шадрин, представитель «Охры», название культурного пространства выбрано по одной из самых распространенных красок для живописи. Тем самым показана преемственность классического и современного искусства. Как отмечает Ксения Макаренко, куратор проектов «Охры», VR (дополненная реальность) и другие новые технологии — это только инструменты для создания художниками произведений искусства.

Знакомство с выставками лучше начинать с проекта Ходырева. Он построен как путешествие в искусство, ставшее классикой ХХ века. Художник напоминает об оп-арте (оптическое искусство), родоначальником которого считается Виктор Вазарели. Он с помощью повторения простых геометрических форм создавал на плоскости иллюзорные изображения сложных трехмерных объектов. Ходырев использует в качестве таких форм фрагменты фотографий, сделанных в «спальных» районах. Это могут быть жилые многоэтажки, линии электропередачи, ряды фонарей и другое. Художник сообщил, что эти работы были созданы во время пандемии, когда он оказался надолго «заперт» в одном таком доме. «Зато я научился видеть красоту простой бетонной стены, которая на закате солнца переливается разными красками», — заметил Ходырев. Может быть, поэтому одна из работ называется «Счастье».

На нескольких антикварных телевизорах демонстрируются пульсирующие «вазарелиевские» узоры. Они напоминают о работах Нам Джун Пайка, пионера видеоарта. 60 лет назад корейский художник начинал с того, что прикладывал магниты к работающим телевизорам, добиваясь нужного ему искажения изображения. Это мог быть и протест против засилья рекламы на ТВ, и попытка заглянуть «внутрь» телевизора, понять, как создается телевизионный продукт. Задача Ходырева проще: сообщить молодым зрителям про Пайка. В финале можно надеть VR-очки и с помощью контролеров «дорисовать» виртуальную картину Ходырева про «спальные» многоэтажки.

По словам Надежды Бей, начинавшей с компьютерного дизайна, сейчас она cфокусировалась на VR-инструментах в искусстве. Сначала зрители могут посмотреть абстрактные композиции на видеоэкранах и выполненные с помощью 3D-печати. Затем, надев VR-очки, увидеть, как эти изображения художница дополнила. На одной стене размещена компьютерная картина: перед многоэтажкой помещен текст «Я обязательно выберусь из Мурино». Наведя очки, вижу, что дорога оттуда будет длинной и извилистой. Видимо, взгляды Надежды и Романа на «спальные» районы не сов­падают.


#технологии #культурное пространство #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7690) от 25.06.2024 под заголовком «Реально и виртуально».


Комментарии