2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка воображаемой коллекции фарфора Петра I

В Петропавловской крепости открылась выставка «Люблю тебя, Петра творенье…». Санкт-Петербург на фарфоре», созданная совместно сотрудниками Музея истории Петербурга и Императорского фарфорового завода (ИФЗ).

В Петербурге открылась выставка воображаемой коллекции фарфора Петра I | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказала «СПб ведомостям» Эльвира Пияева, куратор проекта, выставка задумана как показ воображаемой коллекции фарфора, принадлежащей Петру I. ИФЗ был основан в 1744 году, уже после смерти императора. Но если бы производство «белого золота» началось раньше, то царь, любивший коллекционировать искусство, наверняка стал бы собирать предметы из фарфора.

А теперь представим, что он продолжает это интересное занятие и сегодня.

Первый предмет, который видит зритель, входящий в фарфоровую кунсткамеру, — большая кружка с крышкой, изготовленная на ИФЗ в первой половине XIX века. На ней воспроизведена акварель Василия Садовникова с видом Аничкова дворца. Такой выбор не случаен. В этом здании в 1920‑е годы размещался Музей города — предшественник современного Музея истории Петербурга.

К тому же времени относится ваза с видом Итальянского фонтана в Нижнем парке Петергофа. Изображение воспроизведено с гравюры Степана Галактионова.

Конечно, Петра заинтересовало бы все, что связано с его городом в новые времена. Он пополнил бы коллекцию чашкой с волнистым краем и блюдцем (чайная пара) с видами Ленинграда и муаровой лентой. Их создали в 1949 году Серафима Яковлева и Лидия Лебединская, художницы Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ). Они отразили облик Ленинграда, возрождавшегося после Великой Отечественной войны.

Петр поместил бы в большой шкаф вазу «Петрополь» Андрея Ларионова, на которой строгие графичные изображения Адмиралтейства и улицы Зодчего Росси с Александринским театром помещены рядом с античными богами и героями.

Царь наверняка приобрел бы сервиз «Мосты Петербурга», созданный Галиной Шуляк и Серафимой Яковлевой в духе знаменитой кобальтовой сетки, которую придумала на ЛФЗ Анна Яцкевич.

Петр оценил бы юмор Нелли Петровой, которая на декоративном блюде «Над островом Заячий» изобразила косого, буквально впрыгивающего на фарфоровое изделие. Другое блюдо — «Над петербургскими крышами» — с пейзажем Мойки недалеко от Дворцовой площади, исполненное художницей Татьяной Афанасьевой, порадовало бы царя красотой города, возникшего по его воле «из тьмы лесов и топи блат».

В нынешнем году у Петра I большой юбилей. На 350‑летие императора художники ИФЗ подготовили несколько подарков. Коллективными трудами созданы декоративное панно «Виват Великий Петр» по мотивам гравюр петровского времени, а также каминный портал «Великое посольство» с изображением городов, которые посетил царь во время европейских путешествий.

Художница Тамара Александрова сделала роспись большой вазы «Вид Петровской площади со стороны Адмиралтейства». Она использовала рисунок Иосифа Урениуса, который относится к началу XIX века. Тогда Петровской называли нынешнюю Сенатскую площадь, где главенствует «Медный всадник».

Коллекция фарфора дополнена гравюрами с изображениями мест, где бывал Петр, битв, в которых побеждал, городов, которые основал. Петербург — главный в этом почетном ряду. Как‑то Сальвадор Дали заметил: «По-моему, самым великим художником России, в широком смысле этого слова, был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы».


#выставка #Петр I #фарфор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7181) от 02.06.2022 под заголовком «Все чашки в гости будут к нему».


Комментарии