2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка Валерия Лукки «Бродяга и Борей»

В Музее Анны Ахматовой открылась выставка петербургского художника Валерия Лукки «Бродяга и Борей». Она посвящена брату живописца поэту Николаю Лукке.

В Петербурге открылась выставка Валерия Лукки «Бродяга и Борей» | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Открытие выставки приурочили к выходу одноименного двухтомника сочинений Николая Лукки, ушедшего из жизни в 2017 году. Этот сборник подготовил Валерий, картины которого стали не просто иллюстрациями, но естественным продолжением стихов и прозы брата.

«Разбирая папки с черновиками и письмами Николая, я обнаружил целую кипу неизвестных мне стихов, – пишет художник в предисловии, – начиная с самых ранних и заканчивая последними годами. Среди них совсем коротенькие юношеские этюды-четверостишия, сценки и большие повести». Эти находки вошли в книгу, построенную как своеобразный диалог двух братьев – поэта и живописца.

Родство их мироощущений и творчества очевидно. Более того, часть картин Валерия вдохновлена поэтическими строками Николая. Например, картина «Кочегар» перекликается со стихотворением «Я в уголь лопатой упорно вгрызаюсь...» (в свое время и Николаю, и Валерию довелось работать в угольных котельных), а фрагмент «Окраины Колпино» служит иллюстрацией к четверостишию «Здравствуй, Колпино!».

Выставка в Музее Анны Ахматовой построена по тому же принципу диалога, только в ней тон задают картины. Художник использует смешанную технику, дополняя живопись самыми неожиданными материалами (холст, железная стружка, окурки, медицинские маски), придавая ей объем и глубину. Он работает с цветом и его энергией. Он заставляет своего зрителя взглянуть на знакомые сюжеты, пейзажи и предметы словно в первый раз – глазами инопланетянина, космического пришельца. И мы с трудом узнаем даже абрис известной всем колокольни Петропавловского собора. Но неизменно проникаемся энергиями, разрывающими ткань привычного бытия.

Страстным произведениям Валерия Лукки аккомпанируют стихи его брата. Рядом с «Зимней дорогой» размещены такие строки:

Вечер. Глаза мне забило

Жгучим репейником снега

На поле, осыпанном мелом

Как будто.

Рядом с «Фигурой на красном фоне» (портретом Николая Лукки):

Уходит время... иль

оно на месте

стоит – стареем и уходим

только мы?..

Уйти во тьму навеки,

чтоб из тьмы

на миг лишь выйти? 

Это ль не возмездье

за грех родительский?..

Весь Белый Свет со мной

уйдет, когда уйду я

в Мир Иной!

Одна из самых трогательных картин на выставке _ «Я никогда вместе с Колей не был в Париже». Братья представлены здесь как единое существо, как два человека, отразившихся друг в друге, на фоне несбывшейся в их общей жизни набережной Сены. Работы Валерия Лукки часто отсылают нас к мировой классике живописи. Но даже те, кто этих аллюзий не расшифрует, обиженными не останутся. Ибо картины его многослойны, предельно (запредельно?) образны и чувственны, парадоксальны и свежи.

В этом смысле экспозиция выстроена очень точно. В нее вошли всего около трех десятков картин, созданных художником примерно за последние два десятилетия. Больше не смогли бы вместить в себя ни выставочное пространство, ни зрители. Столь сильные впечатления необходимо дозировать.

И еще одно. На открытии выставки Валерия Лукку спросили, почему и выставка, и книга получили название «Бродяга и Борей», хотя на экспозиции нет такой картины, а в сборнике – стихотворения. Оказалось, стихотворение было, но затерялось. Осталось только имя. И теперь художник рассказывает: «Как-то в Греции один рыбак рассказал мне, что северный ветер Борей приносит на острова ненастье и холод. И я подумал, что мы живем как раз там, откуда он дует, и мы привыкли к холодам. И мы пробираемся сквозь ненастье, которое нас накрывает. Об этом мои картины, об этом стихи моего брата».

#выставка #художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (6864) от 15.02.2021 под заголовком «Двое на зимней дороге».


Комментарии