В Петербурге открылась выставка «Только линия»
В часовне-музее храма Спас-на-Крови открылась выставка «Только линия» (6+), представляющая шестьдесят один вид Петербурга пушкинской эпохи. Проект приурочен к 321‑й годовщине основания города и 225‑летию со дня рождения Александра Пушкина.
М. Ф. Дамам-Демартре. «Вид на Измайловский мост». 1810‑е гг./ Репродукция. ФОТО автора
Название проекта имеет двойной смысл. С одной стороны, представлены исключительно монохромные гравюры, в основе которых лежит линия. Все — из собрания музея-памятника «Исаакиевский собор». С другой — между изображенными домами, мостами, набережными можно пунктиром провести линию пушкинских маршрутов по Петербургу. Гравюры сопровождаются цитатами из книги «Пушкин в жизни» Викентия Вересаева, который собрал свидетельства современников о поэте. В частности, о том, как Пушкин сочинял поэму, запертый камердинером своего приятеля Никиты Всеволожского. Или как поэт учил плавать юного Сергея Сухотина в большой невской купальне напротив Летнего сада. Или как Пушкин прогуливался в испанском плаще, закинув одну полу на плечо, под окнами Театральной школы на набережной Екатерининского канала. Об этом вспоминала Авдотья Брянская, более известная под фамилией своего первого мужа Ивана Панаева.
Гравюры пушкинского времени, иными словами, виды Петербурга двухсотлетней давности, всегда интересно рассматривать. Какие‑то места легко узнаются. Например, Владимирская церковь и спуск к Неве, украшенный сфинксами, которые изображены на литографиях Фердинанда Перро; Гостиный двор — на литографии Павла Александрова; Нарвские триумфальные ворота — на гравюре по рисунку Федора Клагеса; цепной Банковский мост — на гравюре по рисунку Александра Горностаева.
Другие изображения уже невозможно узнать. В пушкинские времена совершенно иначе выглядел Аничков мост, он был похож на Чернышев (ныне — Ломоносова) и Старо-Калинкин мосты. Именно таким Аничков мост запечатлен на литографии Александра Тона и гравюре неизвестного автора. Замечателен зимний «Вид на Измайловский мост через Фонтанку и на казармы», изображенный в 1810‑е годы на офорте Мишеля Франсуа Дамам-Демартре.
По набережной куцая лошадка тянет воз с дровами, навстречу ей двигается разносчик с санками. По льду реки, соблюдая правила правостороннего движения, быстро двигаются легкие сани. Но самое интересное — противоположный берег Фонтанки. Как утверждают некоторые петербурговеды, изображенные здания существовали только в проектах, которые не были реализованы.
Выставка открыта по 30 июня.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7674) от 31.05.2024 под заголовком «Где купался Пушкин».
Комментарии