2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге открылась выставка «Свадебные церемонии в России XIX — начала XX века. В свете и при дворе»

Хотели бы побывать на императорской свадьбе? Приходите в Эрмитаж! Здесь, в Малой церкви Зимнего дворца, открылась выставка «Свадебные церемонии в России XIX — начала XX века. В свете и при дворе» (6+).

В Петербурге открылась выставка «Свадебные церемонии в России XIX — начала XX века. В свете и при дворе»  | ФОТО Дмитрия ПРОХОРОВА

ФОТО Дмитрия ПРОХОРОВА

Выставка небольшая, но информативная. Здесь можно не только увидеть мемориальные наряды высокопоставленных женихов и невест, но и многое узнать о придворных свадебных церемониях, которые были строго регламентированы.

— Свадьба считалась событием не только семейным, но и общественным, — рассказала куратор выставки Юлия Плотникова. — К началу XIX века был выработан свод правил для свадебной церемонии.

Свадьбе предшествовал ряд событий: помолвка или обручение, приготовление приданого, которое принято было выставлять в залах Зимнего дворца. Обязательным был обряд венчания в церкви. Затем устраивался парадный обед или ужин. Каждому этапу церемониала соответствовали определенные наряды.

Знакомство со свадебными церемониями императорского двора начинается с витрины, посвященной Николаю I и Александре Федоровне. О свадьбе этой пары, считавшейся самой красивой в Европе, нам напоминает военный мундир Николая I, в котором он венчался (знатные женихи в день свадьбы облачались в парадную форму одного из своих подшефных гвардейских полков). Император хранил мундир всю жизнь как память о счастливом дне. Здесь же можно увидеть кольцо Николая I с инициалами семерых детей, которые родились в его браке с Александрой Федоровной. А также икону святого Георгия Победоносца в рыцарских латах, подаренную Василием Жуковским этой паре в день серебряной свадьбы (поэт учил императрицу русскому языку).

Платье императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, не сохранилось. Или все же сохранилось? Как посмотреть. В витрине мы видим парчовое церковное облачение, перешитое из свадебного наряда императрицы. В те времена было принято жертвовать парадные туалеты на благотворительность.

Вот что императрица писала в своем дневнике: «Мне надели на голову корону и, кроме того, бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива. Посреди всех этих уборов приколола к поясу одну белую розу. Я почувствовала себя очень, очень счастливой, когда руки наши, наконец, соединились; с полным доверием отдавала я свою жизнь в руки моего Николая…».

В центральной витрине представлено роскошное платье с длинным шлейфом, в котором великая княжна Ксения Александровна, родная сестра Николая II, в 1894 году выходила замуж за великого князя Александра Михайловича. Платье из серебряного глазета, с вышивкой серебряной нитью было сшито в Петербурге в мастерской Ольги Бульбенковой.

Цвет свадебного платья в то время должен был быть белым, но допускались светлые оттенки — золотистый, кремовый, слоновой кости. Платье Ксении Александровны, скорее, золотистое. Она и ее жених великий князь Александр Михайлович венчались в церкви Большого Петергофского дворца. Невеста жаловалась на тяжесть своего наряда. Вот как вспоминал об этом жених: «Волосы Ксении были положены длинными локонами, и на голове укреплена очень сложным способом драгоценная корона.

Я помню, что она была одета в такое же серебряное платье, что и моя сестра Анастасия Михайловна и как все Великие Княжны в день их венчания. Я помню также бриллиантовую корону на ее голове, несколько рядов жемчуга вокруг шеи и несколько бриллиантовых украшений на ее груди». Князь упоминает, что молодая жена говорила ему, что ждет не дождется момента, когда можно будет освободиться от платья. Ей казалось, что оно весит «прямо пуды». Правда, по словам куратора, вес платья — все же не пуды, а десять килограммов.

Не слишком легко было и молодому мужу. По традиции, возникшей еще во времена Павла I, новобрачный должен был войти в спальню к молодой жене в первую брачную ночь непременно в серебряном халате и серебряных же тапочках.

Почетное право шить свадебные халаты принадлежало петербургской золотошвейной фирме «Лихачевы и сыновья». Как вспоминал великий князь Александр Михайлович, парчовый халат, подаренный ему перед свадьбой государем, весил 16 фунтов (один фунт — 453,592 грамма). Но традиция есть традиция. Пришлось подчиниться. «Проходя в спальную к жене, я увидел в зеркале отражение моей фигуры, задрапированной в серебряную парчу, и мой смешной вид заставил меня снова расхохотаться. Я был похож на оперного султана в последнем акте…» — записал князь в дневнике.

На выставке можно увидеть парчовый халат и такие же тапочки, к тому же отделанные лебяжьим пухом, принадлежавшие великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III.

Как рассказала Юлия Плотникова, в России было принято отмечать серебряную и золотую свадьбы. Считалось хорошим тоном дарить предметы из драгоценного металла, соответствующего годовщине, — серебра или золота. Сейчас в Малой церкви демонстрируются серебряные часы, поднесенные к 25‑летию свадьбы Александра III и императрицы Марии Федоровны. Это была последняя императорская серебряная свадьба. Николаю II и Александре Федоровне не суждено было дожить до серебряного юбилея своего брака.

Выставка продлится до 30 марта.


#выставка #Эрмитаж #свадьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7686) от 19.06.2024 под заголовком «Тяжело ты, свадебное платье!».


Комментарии