В Петербурге открылась выставка создателя Пушкинианы Владимира Васильковского

С таким призывом к поэту обращается мраморная статуя Летнего сада – ожила и пытается удержать его. А разыгрывается эта история в графическом рисунке ленинградского художника Владимира Васильковского, создавшего свою Пушкиниану и в графике, и в керамике.

В Петербурге открылась выставка создателя Пушкинианы Владимира Васильковского | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выставка Владимира Васильковского, приуроченная к 100-летию со дня его рождения и к 222-летию – Пушкина, открылась в Восточном корпусе Музея-усадьбы Державина.

Владимир Васильковский, художник-универсал ренессансного таланта, родился в Петрограде, учился в СХШ при Академии художеств, а потом и в самой академии на архитектурном факультете. Иван Билибин, заметивший талант подростка, говорил: «Ты у нас последний «мирискусеныш», – считая, что ученик способен продолжить традиции графики, заложенные художниками «Мира искусства» – объединения, исчезнувшего после революции. Архитектуре студента учили блестящие мастера – Александр Никольский, Евгений Левинсон.

Васильковский – автор зданий и мостов в нашем городе, особенно знаменит его Итальянский мост через канал Грибоедова, идеально вписанный архитектором в классический ландшафт. Он создатель элегантнейших «малых форм» – прежде всего фонарей, которые до сих пор светят нам на Васильевском острове, Московском проспекте. В шестидесятые годы в соавторстве с другими архитекторами работал над проектом телебашни и телецентра.

Но талант его проявился и во многом другом – в фарфоре, керамике, графике, преподавании. Работая в Мухе (ныне Академия имени Штиглица), воспитал целое поколение талантливых фарфористов. Среди его учеников – королева фарфора Инна Олевская, керамист, создатель группы «Одна композиция» Михаил Копылков.

В трактовке пушкинской темы, в советские годы решаемой с пафосом, так сказать, в «позолоте» и алом бархате, Васильковский смело отошел от официального канона. Он ближе к современному восприятию Пушкина теми художниками, которые представляют его не покрытым патиной бронзовым памятником, а живым человеком, с легкостью вписывающимся в современную реальность. Пушкин, одетый в пуховик и цилиндр, с хипстерским рюкзачком и ноутбуком, гуляет по Москве, сидит в кафе, едет в метро. Отдыхает в Михайловском, бродя по цветущим лугам, коротая вечера за чашкой чаю с няней. В песенке группы «Серебряная свадьба» Пушкина уговаривают не ехать на дуэль: «Саша, Саша, погоди! Саша, Саша, не ходи на Черную речку, там конечная»...

В Пушкиниане Васильковского есть и керамическая работа «Пушкиненок», на которой видим юного поэта в лицейской келье. И акварель «Пушкин старик». В ней художник пофантазировал: а что если бы поэт не погиб на дуэли тем морозным утром на окраине Петербурга?

Впрочем, вся история рассказана художником на свитке, тоже изображенном в этой акварели. Читаем: «Если бы... В 1837 году Пушкин не погиб. За дуэль его опять выслали в Михайловское. Здесь или на Савкиной горке он без Натальи Николаевны и, вероятно, забытый даже друзьями, жил долго и написал все, что приказал его гений».

#Пушкин #выставка #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6938) от 04.06.2021 под заголовком «Пушкин, не уходи!».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?