В Петербурге открылась выставка создателя Пушкинианы Владимира Васильковского
С таким призывом к поэту обращается мраморная статуя Летнего сада – ожила и пытается удержать его. А разыгрывается эта история в графическом рисунке ленинградского художника Владимира Васильковского, создавшего свою Пушкиниану и в графике, и в керамике.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Выставка Владимира Васильковского, приуроченная к 100-летию со дня его рождения и к 222-летию – Пушкина, открылась в Восточном корпусе Музея-усадьбы Державина.
Владимир Васильковский, художник-универсал ренессансного таланта, родился в Петрограде, учился в СХШ при Академии художеств, а потом и в самой академии на архитектурном факультете. Иван Билибин, заметивший талант подростка, говорил: «Ты у нас последний «мирискусеныш», – считая, что ученик способен продолжить традиции графики, заложенные художниками «Мира искусства» – объединения, исчезнувшего после революции. Архитектуре студента учили блестящие мастера – Александр Никольский, Евгений Левинсон.
Васильковский – автор зданий и мостов в нашем городе, особенно знаменит его Итальянский мост через канал Грибоедова, идеально вписанный архитектором в классический ландшафт. Он создатель элегантнейших «малых форм» – прежде всего фонарей, которые до сих пор светят нам на Васильевском острове, Московском проспекте. В шестидесятые годы в соавторстве с другими архитекторами работал над проектом телебашни и телецентра.
Но талант его проявился и во многом другом – в фарфоре, керамике, графике, преподавании. Работая в Мухе (ныне Академия имени Штиглица), воспитал целое поколение талантливых фарфористов. Среди его учеников – королева фарфора Инна Олевская, керамист, создатель группы «Одна композиция» Михаил Копылков.
В трактовке пушкинской темы, в советские годы решаемой с пафосом, так сказать, в «позолоте» и алом бархате, Васильковский смело отошел от официального канона. Он ближе к современному восприятию Пушкина теми художниками, которые представляют его не покрытым патиной бронзовым памятником, а живым человеком, с легкостью вписывающимся в современную реальность. Пушкин, одетый в пуховик и цилиндр, с хипстерским рюкзачком и ноутбуком, гуляет по Москве, сидит в кафе, едет в метро. Отдыхает в Михайловском, бродя по цветущим лугам, коротая вечера за чашкой чаю с няней. В песенке группы «Серебряная свадьба» Пушкина уговаривают не ехать на дуэль: «Саша, Саша, погоди! Саша, Саша, не ходи на Черную речку, там конечная»...
В Пушкиниане Васильковского есть и керамическая работа «Пушкиненок», на которой видим юного поэта в лицейской келье. И акварель «Пушкин старик». В ней художник пофантазировал: а что если бы поэт не погиб на дуэли тем морозным утром на окраине Петербурга?
Впрочем, вся история рассказана художником на свитке, тоже изображенном в этой акварели. Читаем: «Если бы... В 1837 году Пушкин не погиб. За дуэль его опять выслали в Михайловское. Здесь или на Савкиной горке он без Натальи Николаевны и, вероятно, забытый даже друзьями, жил долго и написал все, что приказал его гений».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6938) от 04.06.2021 под заголовком «Пушкин, не уходи!».
Комментарии