В Петербурге открылась выставка собранных Петром I скульптур Летнего сада
В Михайловском замке открылась уникальная выставка «Петр I — коллекционер». У названия есть продолжение — «Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Три отреставрированных зала заполнили бюсты, статуи, скульптурные группы из каррарского мрамора работы мастеров XVIII века, почти три столетия украшавшие Летний сад. Аллегории воинских побед, портреты героев и исторических персонажей, изображения античных богов, нимф, персонажей древних мифов, предсказательниц судьбы — сивилл были закуплены в Венеции и Риме по указанию основателя нашего города.
— Выставка скульптур Летнего сада, собранных Петром, — первая за много лет. Они долго ждали, чтобы оказаться в этих залах, — рассказывает ведущий научный сотрудник хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова. — Это самая большая в мире коллекция садово-парковой скульптуры того времени. Бесценное сокровище — 92 статуи.
Разумеется, в состав выставки вошла коллекция не целиком, а ее ядро. То, что поместилось в залах. Сохранена главная идея: скульптуры составили серии и пары, как это и было при их исторической расстановке в Летнем саду, чтобы подчеркнуть неслучайный характер подбора произведений для коллекции, смысловую взаимосвязь сюжетов.
С двух сторон от дверей зала взирают друг на друга «Правосудие» и «Милосердие». Так они стояли и на главной аллее Летнего сада. Это работа Пьетро Баратта, любимого скульптора Петра. С этим именем связаны 15 статуй и бюстов коллекции. Баратта также бесплатно обучал молодых людей, отправленных Петром в Италию, ухаживать за скульптурой.
Сохранились заметки датского посланника, как он гулял по саду с русским царем, когда коллекция только формировалась. Он видел тридцать с лишним замечательных статуй, среди них была «Церера», авторство которой приписывается фламандскому скульптору Томасу Квеллинусу. Легкая фигура, без подпорок, ее держит плащ. Тот же скульптор создал и «Нимфу» Летнего сада. Она пока ждет реставрации в хранилище.
В соседнем помещении в ряд стоят скульптуры группы «Времена суток» — «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь» работы Джованни Бонацца.
Статуи в залах, как было в саду, перемежают бюсты. В центре «Двуликий Янус». С одной стороны у него лицо юноши, с другой — старика. Работа неизвестного скульптора.
Шедевр коллекции, группа «Амур и Психея», вышел из мастерской Лоренцо Бернини. Произведение недавно отреставрировано. Огромную скульптурную группу в начале XVIII века привезли из Италии. В пути «Психее» повредили ногу. И в Летнем саду богине не везло, у нее не раз крали светильник.
Это не единственный случай вандализма в Летнем саду. У «Минервы» отнимали копье, случалось — вместе с частью руки. «Аллегорию красоты» расписали фломастером чуть ли не на следующий день после свежей реставрации. У дракона, охраняющего красоту, отрывали ухо и язык.
Еще более беспощадный враг мраморных шедевров — наш сырой и холодный климат. Тут добрым словом надо вспомнить надзирателя за скульптурой Летнего сада Василия Демут-Малиновского. В 1826 году он придумал деревянные футляры, защищающие мрамор от морозов, ветров и влаги. До сих пор они самое надежное укрытие. С ними не могут сравниться стекло или пластик.
Не всегда тот, кто прикасался к памятникам с добрыми намерениями, делал это бережно. С близкого расстояния видно, как повреждена поверхность произведения Баратта «Навигация». В XIX веке скульптуру пытались подновить, сделать ее более светлой, снимали верхний слой.
Расцвет реставрации скульптур петровской коллекции пришелся на вторую половину ХХ века, после того как четыре с лишним года статуи из мрамора пролежали в земле, в ящиках, сделанных из деревянных футляров. После войны их достали, быстро вымыли и поставили. К зиме сделали новые футляры.
Каждые семь — десять лет скульптуру реставрировали, но было очевидно, что под открытым небом она погибает. В 2009 году коллекцию переместили в залы Михайловского замка. На аллеях Летнего сада ее заменили точные копии из современных материалов. Впервые в мире такая коллекция была полностью скопирована. На историческом месте остались первый памятник России из мрамора — скульптурная группа Пьетро Баратта «Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира» и «Вакх» того же автора.
Как считает хранитель коллекции Галина Хвостова, в помещении парковая скульптура ведет себя и воспринимается иначе, чем в саду, где другое пространство, воздух, много зелени. Зато теперь больше внимания можно уделить пластике, деталям, выражению лиц… Мраморные аллегории еще не привыкли к залам, но это произойдет. Здесь они в безопасности, за ними следят, их не обижают.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7190) от 16.06.2022 под заголовком «Залы полны аллегорий».
Комментарии