В Петербурге открылась выставка «Прошу зачислить меня добровольцем...»

Самая обычная канцелярская папка со стандартной шапкой «Дело № – –». В ней почти восемьдесят лет хранились заявления ленинградцев, поданные в первые дни и недели Великой Отечественной войны в военкомат Дзержинского района с просьбой зачислить добровольцем в ряды Красной армии. Теперь эти документы – экспонаты выставки «Прошу зачислить меня добровольцем...», открывшейся в Музее политической истории России.

В Петербурге открылась выставка «Прошу зачислить меня добровольцем...» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Самая обычная канцелярская папка со стандартной шапкой «Дело №  – –». В ней почти восемьдесят лет хранились заявления ленинградцев, поданные в первые дни и недели Великой Отечественной войны в военкомат Дзержинского района с просьбой зачислить добровольцем в ряды Красной армии. Теперь эти документы  – экспонаты выставки «Прошу зачислить меня добровольцем...», открывшейся в Музее политической истории России.

 – Мы совершенно не ожидали, что можем обнаружить в наших фондах документы, которые никогда не были представлены широкой публике. Да и мы ими, собственно говоря, пристально никогда не занимались,  – говорит куратор выставки Александр Калмыков.

Точно неизвестно, когда эта папка оказалась в музее, но, скорее всего, ближе к концу войны. В заголовке описи, датированной сентябрем 1943 года, значится: передана на хранение в Государственный Русский музей. Очевидно, военком, понимая историческое значение этих документов, решил сберечь их, но почему-то отдал в Русский музей. А уже оттуда они попали в тогдашний Музей революции.

 – За каждым заявлением  – судьба человека. Каждое  – показатель подлинного всенародного патриотизма. Всего около 130 заявлений, все они разные и по-своему удивительные. Каждый пытается доказать, что в ополчение должны зачислить именно его, что он готов биться с врагом до последней капли крови. Иногда для убедительности прилагается еще и заявление от родителей,  – говорит участник авторского коллектива Андрей Борейко.

Как правило, добровольцами хотели стать те, кто не был призван по всеобщей мобилизации, которой подлежали граждане в возрасте от 23 до 36 лет. Они либо, работая на оборонных предприятиях, имели бронь, либо ранее были признаны негодными к военной службе по состоянию здоровья.

Возраст заявителей  – от 16 до 55 лет. Самый старший  – 1883 года рождения, самые юные  – 1925-го. Место жительства  – улицы Салтыкова-Щедрина, Чайковского, Каляева, Халтурина, Моховая... Есть те, кто жил на Петроградской стороне. В большинстве  – представители рабочих специальностей и, что немаловажно, беспартийные.

Многие были участниками Гражданской войны. «В 1918 году я ушел добровольцем в ряды Красной гвардии и дрался на фронтах с интервентами-белогвардейцами. Сейчас не могу сидеть дома... Желаю быть полезным для нашей родины»,  – писал 41-летний Иван Генрихов.

Некоторые прошли белофинскую... «Мои два брата сражались на полях Финляндии и были ранены, а третий брат сражается сейчас с проклятым фашистом, а потому я желаю быть таким же, как мои три брата»,  – писал Виктор Бодров.

«Мне 28 лет. Я  – историк по образованию, преподаватель  – по роду деятельности... Сейчас, в такое время... мои здоровые руки, способные держать оружие, нужнее и полезнее Родине, чем мои исторические познания»,  – был уверен Сергей Грабовский, работавший в школе военизированной пожарной охраны НКВД имени Куйбышева.

«Хотя я и освобожден от военной службы, но имею сильное желание помочь родине уничтожить фашистов, поэтому прошу Вас использовать меня как найдете возможным и принять добровольцем в ряды Красной армии. Рождения 1912 года, имею физический недостаток  – одна нога короче другой, но сам я здоров, силен и думаю, что для меня в Красной армии тоже найдется дело»,  – уверял Кузьма Колбин.

Были среди тех, кто желал попасть в Красную армию, и совсем еще юноши. «Мне уже исполнилось 17 лет... Я хочу защищать родину вместе с отцом своим, военврачом второго ранга Ярцевым Петром Ильичом, который ушел на фронт в первый день войны...»

 – Естественно, мы попытались выяснить, как сложились судьбы этих людей,  – пояснил Андрей Борейко.  – Обратились к электронным базам данных, в которых собраны материалы Центрального архива Министерства обороны. Где-то находили описания подвигов, где-то только краткие сведения. Сегодня мы обладаем точной информацией о судьбе почти 70% «наших» добровольцев.

Статистика такова: две трети из них погибли или пропали без вести. К примеру, упомянутый выше преподаватель истории Сергей Грабовский умер от ран 17 ноября 1941 года... Но есть и те, кто дошел до Берлина.

Кстати, среди всех тех 130 добровольцев, чьи документы оказались в коллекции музея, есть одна женщина. Это медсестра Анна Леденцова: она прошла всю войну в одном и том же медсанбате: сначала под Ленинградом, затем в Прибалтике, Польше, закончила войну на границе с Чехословакией.

 – Нынешняя выставка  – начало долгосрочного проекта,  – рассказал Александр Калмыков.  – Мы очень надеемся, что люди будут находить упоминания о своих родных, ушедших на войну добровольцами, и расскажут нам о них.



#выставка #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21.06.2021 под заголовком ««Желаю быть таким же, как мои три брата»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?