В Петербурге открылась выставка образов животных в культуре народов Северной Евразии

В Российском этнографическом музее работает выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов Северной Евразии». Она объединила несколько сотен предметов, собранных музейными экспедициями в основном во второй половине XIX — начале XX века на огромных пространствах от Русского Севера до Приморского края.

В Петербурге открылась выставка образов животных в культуре народов Северной Евразии  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Воображаемое путешествие начинается с Архангельской губернии: на двери избы, покрытой красной краской, изображен лев с раздутыми ноздрями. Он совсем не страшный. Возможно, потому, что царь зверей пришел в народную культуру из средневековых книжных миниатюр и храмового резного декора. Львов изображали на мебели, полотенцах, конских дугах, украшении фасадов крестьянских домов. Резной наличник со львом попал в РЭМ из европейской час­ти России.

С царем зверей на фасадах успешно конкурировали «фараонки» — мирная крестьянская версия книжных русалок. Одна из «фараонок» хорошо сохранилась на резной доске из Костромской губернии.

Образ коня — самый распространенный в фольклоре и народном искусстве лесной Евразии. Главное тягловое и транспортное животное в быту, в мифах конь становился символом плодородия и солнца, героем суточного (белый конь — ясный день, черный конь — темная ночь), а также календарного цикла. Во время Масленицы до сих пор сохраняется у славян традиция катания на санях, запряженных лошадьми. На выс­тавке показаны несколько выразительных резных украшений в виде головы коня, которые устанавливали на крышу дома. Подобные кони принадлежали и народу манси из Тобольской губернии.

Выставка в РЭМ2_Пр.jpg
 

ФОТО АВТОРА

Большой раздел выставки посвящен образу водоплавающей птицы у народов Восточной Европы. В карело-финском эпосе говорится, что утка в поисках места для гнезда увидела колено первого человека. По одной из версий, это было колено старца Вяйнямейнена. Птица снесла на нем яйцо, которое, разбившись, породило из желтка — солнце, из белка — луну, из скорлупы звезды. Из чего возникли еще небо и земля, легенда не поясняет, но настаивает, что первородного яйца хватило и на них.

У многих евразийских народов распространен миф о «ныряющей птице», которая опустилась на одно океана и достала оттуда первую крупицу суши. В народном искусстве рубежа XIX — ХХ веков образ водоплавающей птицы отражается в резьбе по дереву — от мощных декоративных деталей лодок до миниатюрных солонок и детских игрушек.

Российский народный бестиарий непредставим без оленя. На выставке показаны ненецкая поясная пряжка с изображением оленя, а также коврик эвенов. На нем олени иллюстрируют миф о космической охоте. Это, наверное, самый поздний предмет, он создан после полета Юрия Гагарина.

Менее известны широкой пуб­лике изображения зверей, созданные народами Дальнего Востока. Большая деревянная фигура медведя служила у нанайцев предметом промыслового культа. Мишка помогал охотникам. Всадник на тюлене у орочей олицетворял промыслового духа — хозяина моря. Всадник на тигре у удэгейцев — духа — хозяина тайги. К нему обращались за помощью во время трудной охоты.

Деревянные фигуры тигра и барса могли использоваться нанайцами как лечебные предметы, а также в шаманских практиках и промысловом культе. Выставку завершает изящный удэгейский шаманский коврик из большого цельного куска бересты с изображением лягушки (защитницы от злых духов) и двух драконов — ее помощников.


#музей #выставка #этнографический музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7095) от 25.01.2022 под заголовком «На охоту с деревянным медведем».


Комментарии