В Петербурге открылась выставка образов животных в культуре народов Северной Евразии
В Российском этнографическом музее работает выставка «Вселенский бестиарий: образы животных в традиционной культуре народов Северной Евразии». Она объединила несколько сотен предметов, собранных музейными экспедициями в основном во второй половине XIX — начале XX века на огромных пространствах от Русского Севера до Приморского края.

ФОТО АВТОРА
Воображаемое путешествие начинается с Архангельской губернии: на двери избы, покрытой красной краской, изображен лев с раздутыми ноздрями. Он совсем не страшный. Возможно, потому, что царь зверей пришел в народную культуру из средневековых книжных миниатюр и храмового резного декора. Львов изображали на мебели, полотенцах, конских дугах, украшении фасадов крестьянских домов. Резной наличник со львом попал в РЭМ из европейской части России.
С царем зверей на фасадах успешно конкурировали «фараонки» — мирная крестьянская версия книжных русалок. Одна из «фараонок» хорошо сохранилась на резной доске из Костромской губернии.
Образ коня — самый распространенный в фольклоре и народном искусстве лесной Евразии. Главное тягловое и транспортное животное в быту, в мифах конь становился символом плодородия и солнца, героем суточного (белый конь — ясный день, черный конь — темная ночь), а также календарного цикла. Во время Масленицы до сих пор сохраняется у славян традиция катания на санях, запряженных лошадьми. На выставке показаны несколько выразительных резных украшений в виде головы коня, которые устанавливали на крышу дома. Подобные кони принадлежали и народу манси из Тобольской губернии.

ФОТО АВТОРА
Большой раздел выставки посвящен образу водоплавающей птицы у народов Восточной Европы. В карело-финском эпосе говорится, что утка в поисках места для гнезда увидела колено первого человека. По одной из версий, это было колено старца Вяйнямейнена. Птица снесла на нем яйцо, которое, разбившись, породило из желтка — солнце, из белка — луну, из скорлупы звезды. Из чего возникли еще небо и земля, легенда не поясняет, но настаивает, что первородного яйца хватило и на них.
У многих евразийских народов распространен миф о «ныряющей птице», которая опустилась на одно океана и достала оттуда первую крупицу суши. В народном искусстве рубежа XIX — ХХ веков образ водоплавающей птицы отражается в резьбе по дереву — от мощных декоративных деталей лодок до миниатюрных солонок и детских игрушек.
Российский народный бестиарий непредставим без оленя. На выставке показаны ненецкая поясная пряжка с изображением оленя, а также коврик эвенов. На нем олени иллюстрируют миф о космической охоте. Это, наверное, самый поздний предмет, он создан после полета Юрия Гагарина.
Менее известны широкой публике изображения зверей, созданные народами Дальнего Востока. Большая деревянная фигура медведя служила у нанайцев предметом промыслового культа. Мишка помогал охотникам. Всадник на тюлене у орочей олицетворял промыслового духа — хозяина моря. Всадник на тигре у удэгейцев — духа — хозяина тайги. К нему обращались за помощью во время трудной охоты.
Деревянные фигуры тигра и барса могли использоваться нанайцами как лечебные предметы, а также в шаманских практиках и промысловом культе. Выставку завершает изящный удэгейский шаманский коврик из большого цельного куска бересты с изображением лягушки (защитницы от злых духов) и двух драконов — ее помощников.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7095) от 25.01.2022 под заголовком «На охоту с деревянным медведем».
Материалы рубрики
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии