В Петербурге открылась выставка образов лошади в преданиях и религиях
В Музее истории религии открылась выставка «От Пегаса до Ал-Бурака. Лошадь в преданиях и религиях».
ФОТО предоставлено пресс-службой музея
С Пегасом, крылатым любимцем муз, знакомы многие. Ал-Бурак — персона менее известная. Между тем этот волшебный конь с человеческой головой и неземной красоты крыльями перенес Мухаммеда из Священной мечети в Мекке на гору Мория в Иерусалиме, а затем и дальше, к престолу Аллаха, где пророк имел честь побеседовать с ангелами. Мусульмане вообще с трепетом относились к лошади, считая ее божественным созданием, сотворенным из ветра. Да и в других религиях это благородное животное пользовалось уважением.
Впрочем, начнем с начала. Как рассказывают авторы выставки Елена Николаева и Анна Мутина, приручение лошади стало одним из ключевых моментов в развитии человеческой цивилизации. Мир сразу расширился, границы, прежде казавшиеся непреодолимыми, размылись. И неудивительно, что у самых разных народов во всех частях света конь стал важнейшим героем мифов. Он считался существом, способным провести человека из одного мира в другой. Одно из свидетельств тому — представленные на выставке шаманские трости с навершием в виде головы лошади (Сибирь, конец XIX века). Такие трости являлись для бурятских шаманов знаком высокого посвящения. «Каждому шаману полагалось иметь два таких посоха, — рассказывает Анна Мутина. — Они символизировали собой двух коней, которые несут его в другой мир. И чем больше металлических деталей украшало их, тем сильнее считался шаман. Одна из тех, что мы показываем, деревянная, дополнена металлическими пластинками и звенящими подвесками. Другая — полностью выполнена из металла. Они принадлежали разным шаманам, но мы их выставляем вместе, чтобы подчеркнуть парность таких предметов».
В соседней витрине — морин хуур, смычковый музыкальный инструмент (Монголия, 2010‑е годы). Головка грифа его, по традиции, выполнена в виде головы лошади (морин в переводе с монгольского означает «конь»). По легенде, жил когда‑то на свете богатырь, который был непобедим благодаря своему крылатому коню. Враги подкрались незаметно и отрубили спящему животному крылья. Конь умер, но богатырь сделал из его костей, шкуры и гривы морин хуур, звуки которого иногда напоминают лошадиное ржание и отпугивают злых духов…
Двигаемся дальше. В восточной традиции кони тоже занимают важное место, объясняет Елена Николаева. Так, одной из аватар индуистского бога Вишну (хранителя мира) является конь Калку. Индуисты ожидают его появления, как христиане второго пришествия, и верят, что Калку рассеет тьму и возвестит о наступлении Золотого века. На выставке представлены его изображения в графике и мелкой пластике.
А еще тут есть японские вотивные таблички «эма» (на лицевой стороне нарисована лошадь, на обратной написана просьба, которую нужно донести до небес). Такие и сегодня оставляют у синтоистских храмов (хотя украсить могут уже изображением не только лошади, но и других животных или даже героев аниме).
Экспозиция выстроена логично и четко. Архаические верования, скандинавская мифология, античные мифы, православие, мусульманство, религии Востока… В каждом из разделов лошади предстают как вестники и проводники, спутники героев и царей, воплощение силы и чуда. Всего на выставке представлено около полутора сотен предметов: фрагменты рельефов, монеты, гравюры, старинные и современные, живопись, китайские благопожелательные лубки, православные иконы, мелкая пластика…
Один из необычных экспонатов — идол-сядай в халате (Сибирь, XIX – XX вв.). Это совсем небольшой (около 10 сантиметров в высоту) кусочек металла, на котором можно разглядеть изображение странного существа — полулошади-получеловека, славянской версии кентавра. Такие металлические бляхи новгородские ушкуйники (полукупцы-полупираты) меняли в Сибири на мех. Металл был редок и дорог, даже небольшой его кусочек мог стать наконечником стрелы или еще чем‑то полезным, поэтому прежде круглый артефакт со временем утратил свою изначальную форму. От него осталась только часть с изображением — саму личину, имевшую сакральное значение, владельцы тронуть не посмели. И она стала идолом, которого уважали, которому поклонялись, для которого сшили целых два халата. К открытию выставки Анна Мутина оба отреставрировала. Они сшиты из сукна, скреплены нитками из рыбьих кишок. На одном сохранились остатки бубенцов, которыми он был украшен. На другом — вышивка человеческим волосом, имитирующая мех. Реставратор полагает, что когда один из халатиков изветшал, идолу справили новый, который надели поверх старого. Дабы проявить неиссякающее уважение.
И, да, конечно, мы все реже общаемся с лошадьми, конный спорт — дорогое удовольствие, в нем осталось мало сакрального смысла. Но нам все так же нужен проводник — тот, кто поможет расширить границы нашего мира. Найти его можно в старых преданиях, мифах, сказах и… на выставке в Музее истории религии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7290) от 03.11.2022 под заголовком «Коня увидишь, поклонись».
Комментарии