В Петербурге открылась выставка «Объединяя небо и землю. Русский пейзаж второй половины XX века из частных собраний»
Выставка (6+) проходит в музейно-выставочном центре «Петербургский художник». Представлены более 70 картин 40 ленинградских живописцев академической школы. Проект посвящен 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне.

ФОТО АВТОРА
Эпиграфом к выставке стали строчки поэта Александра Твардовского, в которых он пишет о своей малой родине: «В недальней, отцами обжитой // И дедами с давних времен, // Совсем не такой знаменитой, // В одной из негромких сторон».
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ксения Харина, куратор выставки, основа проекта — картины Якова Голубева, Ивана Варичева, Анатолия Васильева, Леонида Вайшля, Вячеслава Федорова, Николая Тимкова, которые были участниками Великой Отечественной войны, фронтовиками от ее первого до последнего дня, имели боевые награды. По воспоминаниям Варичева, когда он находился в окопе под вражескими обстрелами, то думал: после Победы окончит Академию художеств и будет заниматься военной темой, увиденным и пережитым. Но он, как и многие из его поколения, стал пейзажистом и верно служил этому жанру. «Мирная жизнь, интерес к родному краю, природе большой страны стали главными в творчестве художников», — поясняет Харина.

Пейзажи Тимкова «Зима. Близ Академической дачи», Варичева «Зимний вечер», Вайшля «Соловьиное утро» подтверждают, что этих авторов по праву назвали «советскими импрессионистами». В 1960‑е годы ленинградские художники заинтересовались Русским Севером, о нем картины Виктора Коровина «Полярный день», Николая Галахова «В старой Карелии», этюд без названия Николая Латышенко…
Конечно, академические художники изображали Ленинград. Куратор выбрала для показа редкие для них виды непарадного города — это «Площадь Труда» Федорова и «Утро. Фабрика» Михаила Звягина.
Выставку завершает изысканная работа Олега Татарникова «Новая Ладога», напоминающая о русском романтическом пейзаже первой половины XIX века. На фоне огромных ветвистых деревьев, куполов и шпилей, освещенных солнцем, два мужичка шагают через тихую пустынную улицу, где их терпеливо ждет лошадь, запряженная в телегу.
Выставка работает по 11 апреля.
Читайте также:
В историческом комплексе «Императорская ферма» открывается выставка «Crypto/Ферма»
Живая память Победы. В Ленобласти запустят проект на основе семейных архивов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7867) от 14.03.2025 под заголовком «В одной из негромких сторон…».
Комментарии