В Петербурге открылась выставка Музея транспорта Москвы

В пространстве «Севкабель Порт» работает выставка «Куплю гараж» (6+), которая подготовлена Музеем транспорта Москвы и рассказывает о «гаражной культуре» советского времени. Автомобиль занимал примерно половину индивидуального гаража размером 18 кв. метров. Проект показывает, что могло происходить на остальной его площади.

В Петербурге открылась выставка Музея транспорта Москвы | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Феномен «гаражной культуры» 1960 – 1980‑х годов существовал только в СССР и был порожден желанием обрести больше личного пространства в условиях скромных размеров квартир, а также желанием владельцев автомобилей самовыразиться в условиях жестких рамок социального поведения. В конце 1980‑х годов с разрешением частного предпринимательства гаражи стали, выражаясь современным языком, местом для самых разнообразных стартапов.


Гараж2_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА


Первая версия выставки была показана в столице. В Петербурге она дополнена ретроавтомобилями «ГАЗ М1» («эмка)», «Волга», «Москвич», «Жигули», которые принадлежат нашим коллекционерам и реставраторам. Новый раздел о гаражах и молодежной культуре подготовили сотрудники «Стрит-арт хранения». Выставку сопровождают текстовые материалы — документы, воспоминания, фрагменты частных писем.

— Важно сохранять память о культурных феноменах прошлого, в том числе советского, жизни и быте людей, как они проводили время. В современных мегаполисах гаражная культура почти исчезла, — считает Борис Пиотровский, вице-губернатор Петербурга.

Как рассказала Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта, гаражная культура началась в 1960 году, когда были разрешены такие кооперативы, и расцвела после 1967 года, когда была введена пятидневная рабочая неделя и у граждан стало чуть больше свободного времени. Именно тогда появилось движение «Самоавто», объединившее создателей самодельных автомобилей.

Антон Гурков, экскурсовод Музея транспорта Москвы, провел для журналистов экскурсию по выставке. Она начинается с типового «ижорского» гаража. Это сборная железная конструкция, которую изначально изготавливали на Ижорском заводе, отсюда название. Многие гаражи используются до сих пор. На выставке в гараж вставлен экран. На него проецируются фото, сделанные в 2023 году внутри гаражей в одном из «спальных» районов Москвы. Там по‑прежнему идет жизнь, о которой рассказывает выставка.

На ней в качестве преамбулы представлены фотографии первых российских и советских владельцев автомобилей — от царских особ до шахтера Алексея Стаханова. Здесь же показано недавно найденное и отреставрированное конное такси начала ХХ века — рессорная пролетка «лихача» со спицами, выкрашенными красной краской. Это средство передвижения просуществовало в СССР до 1940‑х годов. А также упомянутая «эмка», работавшая в 1930‑е годы и как служебный автомобиль, и как такси.

Первая глава демонстрирует «потребительскую пирамиду» советского человека во времена товарного дефицита. Автомобиль для него был вершиной этой пирамиды после всей бытовой техники. А дальше с помощью нескольких инсталляций идет показ того, как использовались гаражи.

Глава «Для тех, кому есть что беречь» показывает, как вдоль стен гаража устанавливались стеллажи, где хранились банки с вареньем и соленьем, детские велосипеды и ванны. «Это было не только хранилище вещей, это было место, где хранилась память, — поясняет Гурков, — люди не выбрасывали вещи, которые были частью их жизни».

Глава «Для тех, кто умеет жить» показывает, как гараж превращался в мужской клуб, где говорили «за жизнь». А глава «Для тех, кто умеет все починить» демонстрирует гараж как ремонтную мастерскую. Хит этого раздела — соковыжималка, главной деталью которой стал домкрат для «Жигулей».

Самая большая инсталляция «Для тех, кто знает, как заработать» посвящена использованию гаражей в начале эры свободного предпринимательства — цветочный магазин, мебельный цех, автосервис, стойло для животных, швейная мастерская… «Вся одежда, сшитая первыми кооператорами, изготавливалась в гаражах», — комментирует экскурсовод.

Выставку завершает раздел о соз­дателях самодельных автомобилей, работавших по всей стране. Она будет открыта по 29 сентября и сопровождается лекционной программой. Подробности можно узнать на сайте Музея транспорта Москвы.


#выставка #гараж #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7688) от 21.06.2024 под заголовком «Люди и гаражи».


Комментарии