В Петербурге открылась выставка «Многоликий Суворов»
Название выставки «Многоликий Суворов», которая открылась в здании Мемориального музея полководца (Кирочная улица, 51), точно отвечает ее содержанию. Сорок портретов созданы начиная с 1795 года и до наших дней.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Александр Лукирский, заместитель директора музея по научной работе, организаторы выставки умышленно не стали ничего брать из постоянной экспозиции. На своем месте остался и портрет кисти Йозефа Крейцингера, созданный в Вене перед началом Итальянского похода 1799 года. Перед нами мудрый военачальник, с олимпийским спокойствием принимающий единственно правильное решение. Об этом говорит указующий жест правой руки. Портрет Ф. Бюшона – это миниатюра, но Суворов изображен при полном параде в фельдмаршальском мундире. Графический портрет Йогана-Генриха Шмидта – последнее прижизненное изображение полководца, созданное в 1800 году. На нем античный мудрец в военной форме XVIII века... Легенда гласит, что во время сеанса Суворов заметил: «Ваша кисть изобразит черты лица моего – они видны, но внутренне человечество мое сокрыто».
Уже больше двух веков художники пытаются разгадать тайну Суворова. Музей представил такие попытки. Кто-то добавляет героическое на лице, иные – ордена на мундире. Лукирский показывает портрет неизвестного автора (на снимке), где ордена изображены правильно.
Гравер Николай Уткин наследовал Шмидту. Это теперь самое известное изображение Суворова. За пределами России самым известным остается «тип Крейцингера». Его использовали в разных странах, в частности немецкий гравер Йоханн Нейдель. В 1984 году по инициативе известного мецената барона Эдуарда Фальц-Фейна это изображение Суворова было использовано для почтовой марки княжества Лихтенштейн. Она быстро стала раритетом среди коллекционеров и сделала известным для них имя русского полководца.
Некоторые гравюры создавались по другим прижизненным изображениям Суворова. Художник Алексей Осипов использовал известную миниатюру Ксавье де Местра, на ней изображен пожилой человек, устало смотрящий через плечо. Английский гравер Валентин Грин взял за основу прижизненный портрет Суворова, нарисованный в 1799 году капитаном Фреем. Это изображение лысеющего человека для нас непривычно.
Среди раритетов выставки – портрет Суворова, гравированный в 1814 году художником Алексеем Осиповым с посвящением: «Последователю славы Суворова графу Михаилу Андреевичу Милорадовичу». Оттиск посвящен этому герою Отечественной войны 1812 года.
Французский скульптор Луи Мари Гишар создал бронзовый портрет Суворова в 1804 году с посмертной маски. Денис Давыдов, помнивший полководца, находил это изображение удачным. Кстати, с помощью маски, хранящейся в музее, сотрудники лаборатории, которую организовал в свое время известный антрополог и скульптор Михаил Герасимов, воссоздали портрет Суворова. Он представлен на видео и далек от привычного. Лукирский объясняет это тем, что в последние месяцы жизни Суворов лечился голоданием.
В небольшом разделе советского периода выделяется графический портрет, нарисованный известным ленинградским художником Константином Рудаковым. В нем чувствуется оптимизм 1945 года.
К выставке присоединились еще два произведения. 800-килограммовый бюст Суворова работы Олега Комова гостит в Петербурге, пока в селе Кончанское, где расположен музей-усадьба полководца, идет реставрация. В появлении на выставке второго произведения присутствует, как сказал Лукирский, оттенок мистики. Когда экспозиция была готова, в музей пришел ничего не слышавший о ней художник Дмитрий Новаков. И принес своего Суворова. Музейщики не могли отказать человеку.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6789) от 21.10.2020 под заголовком «Художник принес полководца».
Комментарии