В Петербурге открылась выставка «Космизм в русском искусстве»
В Русском музее открылась выставка с интригующим названием «Космизм в русском искусстве». Она не про космические полеты, а про тайные нити, которые связывают каждого человека и все человечество со Вселенной.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Космизм – явление сложносоставное. Этим понятием объединен целый ряд философских, мистических, эстетических, научных течений начала ХХ века. Общее в них то, что мир ощущается и описывается как живой организм, в котором все взаимосвязано. Микрокосм является отражением макрокосма, человек – частью и подобием космоса. Причем мироощущение это базируется на научных открытиях и необыкновенно интересно преломляется в литературе и изобразительном искусстве.
Идеи Циолковского и Вернадского, философия Николая Федорова и теория Эйнштейна – все переплавили в образы и символы те, кого сегодня называют художниками-космистами. Хотя каждый из них ощущал и воплощал новые представления об устройстве Вселенной по-своему.
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Микалоюс Чюрленис, Павел Филонов, Василий Чекрыгин, Николай Рерих – именно их имена в первую очередь исследователи связывают с космизмом в искусстве. Известны не только их картины, но и размышления о природе творчества, о мироздании. Их можно прочесть на выставке.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров... Каждое произведение возникает практически так, как возник космос...» – писал Василий Кандинский. И его абстрактные композиции рождались именно так. В них формы и цвета сталкиваются и спорят друг с другом, создавая в итоге гармоничное целое. Нет смысла искать в этих картинах отражения реально существующих предметов. Только отражение законов развития жизни (самим художником сформулированных в трудах по теории искусства).
Точно так же, как в супрематических композициях Малевича, ведущих зрителя «не к осознанию и осязанию мира, но к чувствованию и ощущению». Ибо «скрытая по-за сознанием реальность», по мнению художника, гораздо важнее, чем видимый, предметный мир.
В том же направлении мыслил Василий Чекрыгин: «Природа создала утонченнейшее себя – человека. Человек стал художником. Природа через художника создает те образы, отобразить которые не может. Художник выше природы». На выставке представлены работы Чекрыгина, вдохновленные идеей Николая Федорова о воскрешении мертвых и их «вознесении на небесные земли» (другие планеты). И это не абстракции: человеческие фигуры и лица вполне узнаваемы. Но сплавлены общим пространством, единой средой, из которой возникают и в которой тают словно бы на глазах у зрителя.
По-своему проникает в суть вещей Павел Челищев. Его акварели «Внутренний ландшафт», «Меркурий», «Лимон», «Орех» – попытка увидеть в капле океан. В строении человеческого тела или плода – подобие космоса. «Глаз представляет собой чудесный прозрачный молочно-белый шар, наполненный водной субстанцией... прозрачные деревья, вены и артерии произрастают из его поверхности...» – так пишет художник, так он видит и так творит.
Кроме того, в залах Корпуса Бенуа можно увидеть произведения Кузьмы Петрова-Водкина с их головокружительной «планетарной перспективой», Павла Филонова, «выращивавшего» свои композиции как живые сущности из красочного подобия атомов и молекул, космические фантазии Константина Юона, Натальи Гончаровой, и не только.
Также там работы художников группы «Амаравелла», что в переводе с санскрита означает «Ростки бессмертия». Их нечасто показывают большие музеи, ибо мистические взгляды Александра Сардана, Петра Фатеева, Бориса Смирнова-Русецкого и других пришлись не ко времени и даже повлекли за собой репрессии. Долгое время об этой группе вообще не вспоминали. Теперь Русский музей попытался встроить их «Космическую геометрию», «Звездные пути», «Космическую архитектуру» и прочее в общую картину.
Выставка получилась сложной. 180 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, московского Музея космонавтики, Тверской областной картинной галереи, Новосибирского художественного музея, частных коллекций. Зрителю предстоит самостоятельно разбираться, как тот или иной мастер отразил представление о цельной, пронизанной миллионами невидимых связей Вселенной в своих холстах и листах.
Аннотации и высказывания авторов в помощь, но все равно вопросов больше, чем ответов. Пожалуй, самым разумным будет положиться на интуицию – попытаться поймать общее впечатление, увидеть, как в столкновении разных творческих методов рождается общее мироощущение. Тем более что оно достаточно актуально. Современные исследования в области квантовой физики подтверждают – все в этом мире соткано из одних и тех же частиц, все переплетено. И каждый из нас – живая часть живого мира.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7063) от 02.12.2021 под заголовком «Увидеть в капле океан».
Комментарии