В Петербурге открылась выставка «Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах»
Выставка открылась в Галерее графики Эрмитажа.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как говорит куратор, заведующий сектором гравюр отдела западноевропейского изобразительного искусства Сергей Орехов, выставка — попытка посмотреть на процесс развития Эрмитажа от частного императорского собрания до публичного музея сквозь призму графики.
Рассказ начинается с истории появления в Европе в XVII – XVIII веках гравированных галерей — изданий, иллюстрирующих шедевры крупнейших художественных коллекций. В них воспроизводились лучшие картины из того или иного частного собрания, принадлежавшего монархам, высшим сановникам и состоятельным любителям искусств. Такое издание требовало немало времени и средств. Каждую живописную картину нужно перевести на язык графики в монохромный рисунок, отгравировать на медной пластине, получить оттиски числом не больше ста.
Первый зал посвящен коллекциям, которые влились в Эрмитаж в результате закупок Екатерины II. Здесь представлены гравированные воспроизведения картин из собраний Гоцковского, Брюля, Кроза, Кобенцля, Шуазеля. Гравюры на стенах отражают характер картинной галереи Эрмитажа во второй половине XVIII века.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В витрине богато оформленный в красном переплете с золотым тиснением экземпляр издания «Галереи Уолпола» из библиотеки Екатерины II. Коллекцию британского премьер-министра императрица купила в начале 1780‑х годов. В 1930‑м этот экземпляр был продан советским правительством и в собрание музея вернулся недавно. Он впервые представлен публике.
Известно, что гравированная Картинная галерея Эрмитажа появилась только в начале XIX века. Но у Екатерины II в двух папках хранились отобранные гравюры из тех, что были награвированы прежними владельцами. Она могла их просматривать. На гравюрах в нижнем углу проставлены номера, соответствовавшие первому не иллюстрированному эрмитажному каталогу. Он был составлен и частично опубликован.
В следующем разделе прослеживается история создания иллюстрированных каталогов шедевров живописи Эрмитажа в XVIII – XIX веках, начиная с изготовления гравированных репродукций и миниатюрных копий картин по заказу Екатерины II и заканчивая литографированной галереей, листы которой цензурировались лично Николаем I.
Этот раздел не только дает представление о составе коллекции в разное время. Также он показывает эволюцию эстетических предпочтений, которые проявлялись в отборе картин и в выборе техники их воспроизведения.
Здесь показаны ранее не выставлявшиеся гравюры в технике меццо-тинто Дж. Уокера и миниатюры из коллекции Екатерины II. В те времена было принято приглашать иностранных граверов, которые работали сами и обучали учеников. Британский гравер Уокер провел в России больше 20 лет, создал около 40 произведений, из них 14 — гравюры эрмитажных картин, выполненные по заказу Екатерины. Восемь представлены на выставке. Это их первый показ публике. Можно узнать картину из постоянной экспозиции музея — «Младенец Геракл, удушающий змей» Д. Рейнолдса и другие.
В этом же разделе первый каталог эрмитажной галереи 1805 года и гравированные доски, с которых печатались его иллюстрации; литографированный каталог (1844 – 1852); а также отдельные листы из этих изданий, в том числе редкие пробные оттиски.
Рост эрмитажных коллекций требовал постоянного увеличения занимаемых ими площадей и строительства новых зданий, что происходило одновременно с постепенным превращением императорского собрания в публичный музей.
Процесс зафиксирован в чертежах архитекторов, которых привлекали к проектированию эрмитажных зданий: Ю. Фельтена, Дж. Кваренги, Л. фон Кленце. Они вошли в финальный раздел выставки. Многие проекты остались нереализованными, но они демонстрируют, каким видели музей заказчики и исполнители. Картины на чертежах изображены схематично и редко поддаются атрибуции, но сам принцип их компоновки на стенах и взаимосвязь живописных полотен с декоративным оформлением залов свидетельствуют о том, как менялась с течением времени концепция «идеальной галереи».
На чертежах и рисунках можно видеть, как выглядели залы Эрмитажа при Екатерине II. На одном из них развеска картин в бывшем двусветном зале Малого Эрмитажа, который Штакеншнейдер перестроил в середине XIX века, объединив с оранжереей и другими помещениями, для создания Павильонного зала. На чертеже развеска первой коллекции, картины на стенах в 5 – 6 рядов. Запечатлен на рисунке стол с подъемным механизмом в Малом Эрмитаже. На чертежах, в частности, видно, что дворец отапливался печами.
Отсюда начинается рассказ о том, как складывался архитектурный облик Картинной галереи. Здесь есть чертеж Фельтена, подаренный Эрмитажу пятнадцать лет назад. Тут же проекты Кваренги, который приехал в Россию для строительства Лоджий Рафаэля. Екатерина мечтала построить музей не хуже, чем в Ватикане. Кваренги в проекте предусмотрел не только Лоджии Рафаэля, но и картинные залы рядом, библиотеку на первом этаже. Он предлагал проект галереи картин и галереи скульптур. Замысел не осуществился. Тут же чертежи неосуществленных залов, которые уже при Александре I собирались строить, в частности, на месте, где теперь зал Рембрандта.
Финальный аккорд — знаменитые акварельные виды залов Нового Эрмитажа, исполненные Э. Гау, Л. Премацци и К. Ухтомским. Они демонстрируют подлинную развеску картин XIX века, формируют образ идеального музея, залы которого наполнены ценнейшими произведениями искусства, со вкусом отобранными для показа и заботливо сохраняемыми для потомков. Фотографическая точность и высокая степень детализации акварелей неизменно вызывают восхищение зрителей и привлекают внимание специалистов.
Читайте также:
Восковая память в Эрмитаже: «Персона» и бюст, запечатлевшие настоящего Петра
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (8020) от 23.10.2025 под заголовком «Эрмитаж мог выглядеть иначе».





Комментарии