В Петербурге открылась выставка к 90‑летию со дня основания Союза художников

В Санкт-Петербургском союзе художников открылась традиционная выставка «Осень-2022». В этом году она приурочена к 90‑летию со дня его основания.

В Петербурге открылась выставка к 90‑летию со дня основания Союза художников | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Ленинградское отделение Союза советских художников (как и он сам) было создано в 1932 году. Такое решение приняли тогда художники Ленинграда на общем собрании. Сегодня эта творческая организация (теперь уже Санкт-Петербургский союз художников) считается одной из самых сильных в России. В ее составе больше десяти секций (от живописи, графики и скульптуры до критики и искусствоведения). И каждую осень в здании на Большой Морской, когда‑то принадлежавшем Императорскому обществу поощрения художеств, открывается масштабная выставка — отчет художников о поисках и трудах. «Члены союза стремятся показать на этой экспозиции все, что соз­дали за год, — свежие работы, которые еще не выставлялись, — рассказал председатель правления Андрей Базанов. — Тем она и интересна».

Осенняя выставка всегда отличалась размахом, но в нынешнем году превзошла ожидания. Это отметили все выступавшие на ее открытии. «Несколько дней назад я увидел огромную очередь на ступенях нашей лестницы, — говорит дизайнер заслуженный художник России Валерий Галкин. — Художники принесли свои работы. Я не видел такого давным-давно, и это меня несказанно обрадовало». «У нас был очень жесткий отбор, — поддерживает коллегу скульптор Олег Жениленко. — Мы не знали, как объяснить художникам, что просто не можем разместить такое количество работ в этих выставочных залах».

В результате для экспозиции отобрали творения более чем тысячи авторов (от некоторых — не по одному). Выставка заняла все залы третьего этажа плюс несколько на втором. Живопись (станковая и монументальная), графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, работы дизайнеров и художников кино, костюмы, афиши и проекты теат­ральных декораций — представлено все. Разнообразие техник и материалов впечатляет. Есть керамика и металл, дерево и ткани, пластик и стекло, гипс и пластилин… Есть коллажи и вышивка, гравюра и фотография, лидирует по количеству произведений смешанная техника.

Нет сомнений, что коллеги по достоинству оценят мастерство друг друга. Однако зрителю, не включенному в контекст, в сферу влияния Союза художников, будет сложнее. Структурировать такой объем образов, концептов и эмоций нелегко. Выделить с одного посещения наиболее выразительные, глубокие произведения — еще труднее. Каким бы опытным ни был посетитель, элемент случайности неизбежен.

Не последнюю роль в этом случае играет размер. Листы новой графической серии замечательного мастера заслуженного художника России Олега Яхнина «Семь смертных грехов» хороши сами по себе. Их автор как никто другой умеет сплести сказку с сарказмом, глубину с легкостью линий и образов. И все‑таки, если бы они были поменьше (не 1,30 х 1 метр), можно было бы упустить их из виду, не заметить, как иногда не замечаешь хорошего знакомого в слишком людном месте.

Так же жаль было бы не повстречать человеко-идолов Михаила Едомского — забавных, угловатых, но, кажется, вобравших в себя историю тех деревьев, из которых сделаны. Или литографию Бориса Забирохина «Сон», завораживающую странными, нездешними символами, аллюзиями, намеками. Да и многое другое.

«Одно время у нас в моде была бессюжетность, — говорит председатель секции критики и искусствоведения Маргарита Изотова. — Сейчас люди включают в свои работы другие энергии, другие мысли. Возможно, это перерыв, связанный с пандемией, побудил многих встряхнуться, ощутить в себе новый импульс и передать его в тех произведениях, которые вы увидите на выставке. Появилось довольно много тематических работ, о которых мы мечтали, много вещей, у которых хочется стоять, размышлять, вживаться в них».

Впрочем, есть на выставке и вещи для просто любования, вызывающие исключительно светлые эмоции. Например, изящный женский торс — скульптура Хана Абдурагимова (дерево) или «Остров счастья», написанный Еленой Корольковой (холст, масло). Или же творения мастеров декоративно-прикладного искусства: композиция «Твори добро» молодой художницы Вероники Алифьевой (глина, шамот), «Навстречу ­счастью!» более опытной Елены Опалевой (шамот, глазури)…

Словом, каждый сможет выбрать впечатления по себе. Выставка открыта по 27 ноября. Важно заранее определиться с целью похода туда и не пытаться объять необъятное.


#выставка #союз художников #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7302) от 22.11.2022 под заголовком «Осеннее необъятное».


Комментарии