В Петербурге открылась выставка к 90‑летию со дня основания Союза художников
В Санкт-Петербургском союзе художников открылась традиционная выставка «Осень-2022». В этом году она приурочена к 90‑летию со дня его основания.
ФОТО Pixabay
Ленинградское отделение Союза советских художников (как и он сам) было создано в 1932 году. Такое решение приняли тогда художники Ленинграда на общем собрании. Сегодня эта творческая организация (теперь уже Санкт-Петербургский союз художников) считается одной из самых сильных в России. В ее составе больше десяти секций (от живописи, графики и скульптуры до критики и искусствоведения). И каждую осень в здании на Большой Морской, когда‑то принадлежавшем Императорскому обществу поощрения художеств, открывается масштабная выставка — отчет художников о поисках и трудах. «Члены союза стремятся показать на этой экспозиции все, что создали за год, — свежие работы, которые еще не выставлялись, — рассказал председатель правления Андрей Базанов. — Тем она и интересна».
Осенняя выставка всегда отличалась размахом, но в нынешнем году превзошла ожидания. Это отметили все выступавшие на ее открытии. «Несколько дней назад я увидел огромную очередь на ступенях нашей лестницы, — говорит дизайнер заслуженный художник России Валерий Галкин. — Художники принесли свои работы. Я не видел такого давным-давно, и это меня несказанно обрадовало». «У нас был очень жесткий отбор, — поддерживает коллегу скульптор Олег Жениленко. — Мы не знали, как объяснить художникам, что просто не можем разместить такое количество работ в этих выставочных залах».
В результате для экспозиции отобрали творения более чем тысячи авторов (от некоторых — не по одному). Выставка заняла все залы третьего этажа плюс несколько на втором. Живопись (станковая и монументальная), графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, работы дизайнеров и художников кино, костюмы, афиши и проекты театральных декораций — представлено все. Разнообразие техник и материалов впечатляет. Есть керамика и металл, дерево и ткани, пластик и стекло, гипс и пластилин… Есть коллажи и вышивка, гравюра и фотография, лидирует по количеству произведений смешанная техника.
Нет сомнений, что коллеги по достоинству оценят мастерство друг друга. Однако зрителю, не включенному в контекст, в сферу влияния Союза художников, будет сложнее. Структурировать такой объем образов, концептов и эмоций нелегко. Выделить с одного посещения наиболее выразительные, глубокие произведения — еще труднее. Каким бы опытным ни был посетитель, элемент случайности неизбежен.
Не последнюю роль в этом случае играет размер. Листы новой графической серии замечательного мастера заслуженного художника России Олега Яхнина «Семь смертных грехов» хороши сами по себе. Их автор как никто другой умеет сплести сказку с сарказмом, глубину с легкостью линий и образов. И все‑таки, если бы они были поменьше (не 1,30 х 1 метр), можно было бы упустить их из виду, не заметить, как иногда не замечаешь хорошего знакомого в слишком людном месте.
Так же жаль было бы не повстречать человеко-идолов Михаила Едомского — забавных, угловатых, но, кажется, вобравших в себя историю тех деревьев, из которых сделаны. Или литографию Бориса Забирохина «Сон», завораживающую странными, нездешними символами, аллюзиями, намеками. Да и многое другое.
«Одно время у нас в моде была бессюжетность, — говорит председатель секции критики и искусствоведения Маргарита Изотова. — Сейчас люди включают в свои работы другие энергии, другие мысли. Возможно, это перерыв, связанный с пандемией, побудил многих встряхнуться, ощутить в себе новый импульс и передать его в тех произведениях, которые вы увидите на выставке. Появилось довольно много тематических работ, о которых мы мечтали, много вещей, у которых хочется стоять, размышлять, вживаться в них».
Впрочем, есть на выставке и вещи для просто любования, вызывающие исключительно светлые эмоции. Например, изящный женский торс — скульптура Хана Абдурагимова (дерево) или «Остров счастья», написанный Еленой Корольковой (холст, масло). Или же творения мастеров декоративно-прикладного искусства: композиция «Твори добро» молодой художницы Вероники Алифьевой (глина, шамот), «Навстречу счастью!» более опытной Елены Опалевой (шамот, глазури)…
Словом, каждый сможет выбрать впечатления по себе. Выставка открыта по 27 ноября. Важно заранее определиться с целью похода туда и не пытаться объять необъятное.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7302) от 22.11.2022 под заголовком «Осеннее необъятное».
Комментарии