В Петербурге открылась выставка к 70-летию Бориса Смелова

В галерее ZERNO (2-я линия В. О., 17) открылась выставка «Борис Смелов. Фотограф, влюбленный в Петербург», посвященная 70-летию со дня рождения фотохудожника. 55 авторских отпечатков из шести частных коллекций напоминают нам о мастере, который еще при жизни считался классиком двух жанров – натюрморта и городского пейзажа.

В Петербурге открылась выставка к 70-летию Бориса Смелова | «Румянцевский садик». 1990-е. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Румянцевский садик». 1990-е. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Смелов родился в 1951 году, почти всю жизнь прожил на Васильевском острове. Начинал фотографировать в детстве с бабушки и ее товарок на встречах выпускниц Бестужевских курсов. Потом были съемки Летнего сада, Павловска, Петергофа. Особенно Смелов любил работать в дождливую и снежную погоду. На его снимках остался и непарадный Петербург – неухоженный и прекрасный. В поэзии натюрморта, где запечатлены тщательно подобранные и расставленные бутыли, раковины, ножи, Смелову до сих пор нет равных.

В 1976 году он подготовил первую выставку в ДК «Выборгский», которая была на второй день закрыта райкомовскими цензорами. После 1991-го стал много показываться в разных городах и странах, но не гнался за модой и шумным успехом. Как-то Смелов заметил: «Я считаю себя представителем эмоциональной интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Для меня в любой работе важнее, чем фиксация натуры, авторский взгляд на мир, человеческая позиция художника». Он трагически погиб в 1998 году. В 2009-м и 2018-м в Эрмитаже состоялись две персональные выставки мастера. Работы второй остались в собрании музея.

На выставке показано несколько известных снимков – «Автопортрет», «Пятнистые лилии», «Рыбак», «Памяти В. В. Набокова», «Новая Голландия». Изображение знаменитой романтической арки, заросшей самосевом, – одно из лучших ее изображений, сделанных до начала реставрации.

Большинство фотографий незнакомы широкой публике. «Румянцевский садик» – трогательное изображение бабушки, присевшей на скамью около фонтана, «потухшего» на зиму. Снимок «Двор особняка Бобринских» сделан в 1970-е годы. Смелов выбирает неожиданный ракурс спиной к парадному фасаду и получает выразительный портрет города. В «Пеньковых складах на Тучковом буяне» протяженное здание рифмуется с надвигающейся на него тучей.

Выставку завершают портреты друзей – фотографа Сергея Свешникова, поэта Олега Охапкина, художника Ивана Сотникова.

Выставка работает по 13 ноября.


#выставка #галерея #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7043) от 02.11.2021 под заголовком «Он любил работать в дождь».


Комментарии