В Петербурге открылась выставка к 70-летию Бориса Смелова
В галерее ZERNO (2-я линия В. О., 17) открылась выставка «Борис Смелов. Фотограф, влюбленный в Петербург», посвященная 70-летию со дня рождения фотохудожника. 55 авторских отпечатков из шести частных коллекций напоминают нам о мастере, который еще при жизни считался классиком двух жанров – натюрморта и городского пейзажа.

«Румянцевский садик». 1990-е. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Смелов родился в 1951 году, почти всю жизнь прожил на Васильевском острове. Начинал фотографировать в детстве с бабушки и ее товарок на встречах выпускниц Бестужевских курсов. Потом были съемки Летнего сада, Павловска, Петергофа. Особенно Смелов любил работать в дождливую и снежную погоду. На его снимках остался и непарадный Петербург – неухоженный и прекрасный. В поэзии натюрморта, где запечатлены тщательно подобранные и расставленные бутыли, раковины, ножи, Смелову до сих пор нет равных.
В 1976 году он подготовил первую выставку в ДК «Выборгский», которая была на второй день закрыта райкомовскими цензорами. После 1991-го стал много показываться в разных городах и странах, но не гнался за модой и шумным успехом. Как-то Смелов заметил: «Я считаю себя представителем эмоциональной интуитивной фотографии и, снимая, больше доверяю своим чувствам, чем предварительным замыслам. Для меня в любой работе важнее, чем фиксация натуры, авторский взгляд на мир, человеческая позиция художника». Он трагически погиб в 1998 году. В 2009-м и 2018-м в Эрмитаже состоялись две персональные выставки мастера. Работы второй остались в собрании музея.
На выставке показано несколько известных снимков – «Автопортрет», «Пятнистые лилии», «Рыбак», «Памяти В. В. Набокова», «Новая Голландия». Изображение знаменитой романтической арки, заросшей самосевом, – одно из лучших ее изображений, сделанных до начала реставрации.
Большинство фотографий незнакомы широкой публике. «Румянцевский садик» – трогательное изображение бабушки, присевшей на скамью около фонтана, «потухшего» на зиму. Снимок «Двор особняка Бобринских» сделан в 1970-е годы. Смелов выбирает неожиданный ракурс спиной к парадному фасаду и получает выразительный портрет города. В «Пеньковых складах на Тучковом буяне» протяженное здание рифмуется с надвигающейся на него тучей.
Выставку завершают портреты друзей – фотографа Сергея Свешникова, поэта Олега Охапкина, художника Ивана Сотникова.
Выставка работает по 13 ноября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7043) от 02.11.2021 под заголовком «Он любил работать в дождь».
Материалы рубрики
В РНБ представили первый путеводитель по Петербургу
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии