В Петербурге открылась выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV – XVI веков»

В Галерее графики Эрмитажа открылась выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV – XVI веков» (18+). Более 150 работ сорока художников (многие представлены широкой публике впервые) показывают предшественников, современников и последователей великого мастера эпохи Возрождения. И, конечно, шедевры самого Дюрера.

В Петербурге открылась выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV – XVI веков» | Мартин Шонгауэр. «Крестьянская семья, отправляющаяся на рынок». 1470‑е годы / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Мартин Шонгауэр. «Крестьянская семья, отправляющаяся на рынок». 1470‑е годы / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Галерея графики, расположенная на третьем этаже Зимнего дворца, предназначена для сменных экспозиций один раз в три месяца. По словам Михаила Пиотровского, генерального директора музея, «огромная эрмитажная коллекция становится доступной при полном соблюдении условий сохранности. Знатоки могут наслаждаться медленным рассматриванием, как это и нужно для графики».

Предыдущая выставка немецкой гравюры XV – XVI веков проходила в Эрмитаже 55 лет назад. В 2021 году музей показал большой проект «Альбрехт Дюрер. К 550‑летию со дня рождения». Но его искусства не бывает много. Тем более что Наталья Сэпман и Светлана Мурашкина, кураторы нынешней выставки, дополнили показ рисунком «Молящаяся коленопреклоненная женщина», которого не было на юбилейном показе.

Самый ранний немецкий рисунок названного периода «Три волхва» относится к 1430 году и принадлежит неизвестному автору. Кураторы предполагают, что это часть эскиза резного алтаря. На другой части должны быть изображены Мария с Младенцем и святым ­Иосифом.

Мастеру E. S. (так он подписывал свои работы) принадлежит редкая игральная карта «Гербовая дама». Карты активно использовались, поэтому сохранились лишь единичные экземпляры. О том, как выглядела вся колода, можно судить только по поздним копиям.


Дюрер3.jpg


Георг Пенц. «Иоанн Богослов». 1525 – 1528 гг. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Самым значительным немецким художником додюреровского времени был Мартин Шонгауэр, он создал «Большое несение креста». Многофигурная динамичная композиция имеет размер 28 х 44 см, в конце XV века это была самая большая гравюра. В композиции «Крестьянская семья, отправляющаяся на рынок» показан мужчина, ведущий под уздцы лошадь, на которой сидят его жена и ребенок. Любопытно, что Людвиг Шонгауэр, брат и коллега Мартина, использовал композицию в своем рисунке «Дикие люди верхом». В то время «дикими» называли фольклорных персонажей, символизирующих грозные силы природы.

Гансу Гольбейну Старшему принадлежат два изысканных рисунка «Успение Марии» и «Портрет сыновей художника». Первый был создан для демонстрации художником своих интеллектуальных и технических возможностей. Название второго кураторы оставили с вопросом. Возможно, изображены Ганс и Амброзиус Гольбейны, тоже художники. Но этой версии нет документальных подтверждений.

Из произведений самого Дюрера кураторы рекомендуют зрителям обратить особое внимание на рисунки «Голова ангела», серию «Жизнь и подвиги Геракла», а также необычную гравюру «Немезида». На ней изображена крылатая нагая богиня возмездия, стоящая на шаре. Для Немезиды это слишком чувственный образ. Возможно, Дюрер искал образ средневековых представлений о женской власти.

Самым известным современником Дюрера был Лукас Кранах Старший. Неизвестно, встречались ли они в жизни, но Кранах следил за творчеством коллеги. На выставке свидетельством их диалога стали гравюры «Святой Иероним в пустыне» Дюрера и «Кающийся святой Иероним» Кранаха, а также «Покаяние ­Иоанна Златоуста» у обоих художников. В 1496 году Дюрер создает гравюру, используя распространенную в Средневековье легенду об Иоанне Златоусте. Тот, будучи отшельником, соблазнил дочь императора, которая заблудилась в лесу. Раскаявшись, Иоанн принял обет передвигаться на коленях и питаться только травой. Дюрер выдвигает женщину, кормящую грудью младенца, на первый план, Златоуста надо еще поискать. В 1509 году Кранах повторяет этот сюжет, но делает образ женщины еще чувственнее и эротичнее.

Самым талантливым учеником Дюрера стал Ганс Бальдунг Грин. Среди его работ — ксилография «Околдованный конюх», сюжет которой долго оставался неразгаданным. Почему в стойле изображены лежащий рыцарь в латах, сердитый конь и ведьма с факелом в руке. Оказалось, что в основе сюжета легенда XVI века о рыцаре-грешнике, который во искупление грехов устроился конюхом в монастырь, но был убит дьявольским конем. Этот сюжет вдохновил Василия Жуковского на создание баллады «Рыцарь Роллон».

Зебальд Бехам и Георг Пенц, возможно, работали в мастерской Дюрера. Пенц, явно под влиянием мастера, создал рисунок ­«Иоанн Богослов». Бекхам — серии миниатюрных гравюр «Танцующие ­крестьянские пары» и «Семь свободных искусств». Согласно автору, к таковым относятся диалектика, грамматика, арифметика, риторика, геометрия, музыка и астрология.


#выставка #Эрмитаж #Дюрер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7693) от 28.06.2024 под заголовком «По заветам Дюрера».


Комментарии