В Петербурге открылась выставка «Дивизионка: рядом с солдатом»
На снимках военного времени нередко можно увидеть бойцов, читающих газеты. А вот подробностей о том, как выпускались на фронте периодические издания, кто входил в состав редакции, где и кем они печатались, доставлялись в части, каковы были тиражи, очень мало. Тем более любопытна выставка «Дивизионка: рядом с солдатом», открывшаяся в Музее обороны и блокады Ленинграда.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Речь о дивизионных газетах, в которых работали профессиональные журналисты. В подразделениях, меньших, чем дивизия, выпускали боевые листки: они по большей части были рукописными, а их авторами – сами солдаты.
– В «дивизионках» по причине секретности не указывали выходные данные, поэтому большая удача для исследователей – найти номер полевой почты части, в которой выходила газета. Тогда можно установить ее принадлежность, – говорит один из кураторов выставки Юлия Буянова.
За все время войны появилось больше тысячи названий подобных газет, единовременно выходило до шестисот. Наименования их зачастую звучали как призыв: «В атаку!», «За Отечество», «Родина зовет». А под ними неизменный лозунг: «Смерть немецким оккупантам!».
Газет первых месяцев войны уцелело очень мало, в том числе и потому, что до января 1942 года возле заголовка было грозное указание: «После прочтения сжечь». Затем вышел приказ Главного политуправления РККА, согласно которому появилась новая инструкция: «Прочти и передай товарищу».
В среднем газета выходила каждые два-три дня, объем – две полосы, тираж – от 500 до 2000 экземпляров. Зачастую редакции и типографии газет были походными, помещались в двух грузовиках-трехтонках. В одной – наборный цех, во второй – печатный. Там же запас бумаги. Находились они во втором эшелоне и двигались вместе с линией фронта. Как и любых других бойцов, сотрудников газет настигали обстрелы и бомбежки. Никакой «фронтовой аристократией» они не были.
Один из создателей выставки, Виталий Бондарь, показывает необычный экспонат: фрагменты типографских клише газеты «За социалистическую Родину» 43-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта, датированных летом 1944 года. На пластинах – изображения освобожденного Новгорода, цехов ленинградских заводов...
– Эти предметы участники поискового отряда «Память» обнаружили во время экспедиции в урочище Пустой Конец Сланцевского района, _ поясняет он. – Судя по всему, редакция находилась в тыловом обозе, попавшем под обстрел близ нарвского рубежа...
В штате дивизионной газеты были редактор, секретарь, один или два литсотрудника, два наборщика, печатник и два шофера. До осени 1942 года в Красной армии, как известно, действовал институт военных комиссаров, сотрудники фронтовых газет были политруками. Как тут не вспомнить политрука Ивана Синцова из «Живых и мертвых»!
Но если он – персонаж собирательный, то главный герой выставки – человек вполне реальный. Это сотрудник двух «дивизионок» Ленинградского фронта фотограф-любитель Николай Калашников. Его цифровой архив, переданный в музей, насчитывает около двух с половиной тысяч фотографий, сделанных им на фронте.
С октября 1940 года по январь 1943-го он был инструктором газеты «Ворошиловский залп» 125-й стрелковой дивизии, затем редактором газеты «Родина зовет» 23-й артиллерийской дивизии прорыва. С ней он прошел весь ее боевой путь: сражался под Ленинградом, освобождал Прибалтику, брал Ригу, воевал в Польше и Восточной Пруссии. В 1947-м в звании майора он ушел в запас. Вернулся в Ленинград, работал в заводских многотиражках, а перед самой пенсией – мастером на Ижорском заводе.
В мае прошлого года мы публиковали снимки, сделанные Николаем Калашниковым в Берлине и Потсдаме вскоре после окончания войны. Признаться, тогда нам было достаточно трудно отобрать несколько штук из целого моря фотографий: каждая по-своему была уникальна и интересна. На выставке уже представлено несколько сотен снимков.
На ленинградских кадрах хорошо узнаются окраины города – Рыбацкое, Колпино, Автово... Измученные и усталые бойцы. Совсем иначе они выглядят на снимках 1944 – 1945 годов. В объективе Николая Калашникова не только Берлин. К примеру, целая серия повествует о сносе памятников кайзеру Вильгельму и прусскому королю Фридриху II в германском городе Лигниц, отошедшем Польше. Торжествующие горожане у ставшего пустым постамента, торжественный марш польских частей по улицам...
Однажды, еще в самом начале войны, к Калашникову попал трофейный немецкий фотоаппарат. А вместе с ним – две пленки, на одной – солдаты вермахты во Франции, на другой – в Северной Африке. Снимки сделаны между боями: отдых, футбольный матч... Их тоже можно увидеть на выставке.
В записной книжке Николая Калашникова есть такие строки: «Я не был под Сталинградом, не брал Будапешта и Бухареста, Варшавы, не штурмовал Берлин, не водружал знамя победы над Рейхстагом, не оставил своего имени на его развалинах. Я, как и моя дивизия, был около этих городов. Мы обеспечивали победу других частей, так получается... Но я гордо смотрю на свое прошлое: и моя работа есть в том, что называется победа».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (6850) от 26.01.2021 под заголовком «Прочти и передай товарищу».
Комментарии